Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 265 ний в России, мы находим уже неуместным распространяться о дру- гих системах водяного пути как не принадлежащих нашему тракту. Доказывать, что водяной путь, соединяющий отдаленнейшие моря, служит внутренним сообщениям в государстве, открывает знакомство со всеми странами света и доставляет туземным обитателям средства с выгодою сбывать свои произведения и получать другие для удов- летворения собственных нужд и прихотей; – убеждать, что удоб- ная и дешевая перевозка водяным путем громоздких тяжестей дает неоспоримое преимущество пред всяким сухим путем, не исключая и дорог с железными колеями; – пускаться в глубокую древность, к народам, чрезвычайными усилиями и пожертвованиями стремившим- ся к открытию новых путей соединения Черного моря с Средиземным, Ионического с Архипелагом и Океана с Черным морем, стоивших многих тысяч людей и несметных сумм, погубленных на гигантские предприятия и проч.; всё это предметы хотя весьма любопытные, но они, однако ж, не могут уместиться в нашем Путеводителе , а притом и не по нашим силам. Скажем, впрочем, что водяные пути в России до Петра I находились почти в том виде, в каком вышли из рук природы. Первоначально обратив свои взоры на южные моря, великий государь с переменою политических обстоятельств перенес свое внимание на север и решимость свою твердо стать на берегах Балтийского моря запечатлел основанием С.-Петербурга. По воле мо- нарха этот город должен был сделаться столицею империи Российской, городом многолюдным и торговым, одним из главнейших портов в целом свете. Для этого новый город необходимо должно было со- единить водяным путем с изобильнейшими внутренними губерниями. Первым планом к этому было, как мы видели уже, устроение ны- нешнего Вышневолоцкого канала, открывшего непрерывный водяной путь между Балтийским и Каспийским морями, на пространстве от Финского залива до Каспийского моря более 3 500 верст. Это соеди- нение двух отдаленных морей тремя системами приводит каждогодно в оборот великие суммы не менее 220 мил<лионов> руб<лей> и дает средства 24 губерниям пользоваться выгодами внутренней и внешней торговли. Водяные пути как средство к сообщению через судоходство в России делятся на естественные , самою природою устроенные: моря, озера и реки, и искусственные , составляющие каналы, а час- тью и те реки, которые с помощью искусства сделаны удобными для судоходства. Последние разделяются на системы каналов по морям, а естественные , по г. Арсеньеву, на 15 гидрографических округов, самою природою в России устроенных. По этому разделению из- вестные нам реки Цна, Тверца и Волга и каналы Вышневолоцкий, Мариинский и Тихвинский принадлежат к водам Волжской систе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1