Тверь в записках путешественников. Вып.2

272 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX моды времен Директории: 11 не то чтобы русские женщины подража- ли француженкам из Ганноверского павильона, 12 которых Давид и его ученики нарядили в греческие одежды; 13 но, сами того не подозревая, они являют собой карикатуры на античные статуи, которые прогули- вались по парижским бульварам после эпохи Террора. 14 У русских крестьянок получается талия, которую даже нельзя назвать талией, ведь она, как я вам уже сказал, до того завышена, что проходит над грудью. В результате женщина напоминает большой тюк, и невозмож- но понять, где какая часть тела, вдобавок этот наряд стесняет движе- ния. Но он имеет еще и другие неудобства, которые довольно трудно описать; одно из самых серьезных, несомненно, то, что русской крес- тьянке, верно, приходится спускать платье с плеча, чтобы дать ребенку грудь, как готтентоткам. 15 Таково неизбежное уродство, произведенное модой, которая не сообразуется с грацией тела; черкешенки лучше по- нимают женскую красоту и умеют сохранить ее; они с юных лет носят пояс на талии и никогда с ним не расстаются. Я заметил в Торжке новшество в женском туалете; мне кажется, о нем стоит упомянуть. Мещанки носят здесь короткую накидку, нечто вроде присборенной пелерины, которую я нигде больше не встречал: воротник ее отличается тем, что спереди он глухой, а сзади имеет вырез, открывающий шею и часть спины, причем углы его оказыва- ются где-то между лопаток; это прямая противоположность обычным воротничкам, концы которых расположены спереди. Представьте себе черную бархатную, шелковую или суконную оборку шириной восемь- твиях И. Ф. Глушкова, Ф. Г. Солнцева ( Тверь . 1, 156, 255–258), М. Вильмот, П. И. Сумарокова. 11 Стиль Директории (между революцией и становлением империи Наполеона Бонапарта, 1795–1799) во Франции конца XVIII в. Во времена Директории были приняты моды в античном вкусе. Единственным украшением признавалось само тело, просвечивавшее сквозь легкую греческую тунику; чулок не носили, на обнаженные ноги надевали кожаные котурны или сандалии; волосы собирали узлом на «античный» манер. Туники скреплялись пряжками, булавками и каме- ями и опоясывались тонкими шнурами. 12 Ганновер – административный центр земли Нижняя Саксония в Германии, известный своими ярмарками. 13 Давид Жак Луи (1748–1825) – французский художник, основоположник неоклассицизма. Образцы Давида диктовали талию под грудью и ниспадающую тунику с разрезом на боку; этот период «грекомании» в моду вошли белые хла- миды, обшитые меандром (греческий орнамент), и прозрачные белые газовые платья. 14 Эпоха Террора (5.09.1793–27.07.1794) – период насилия после начала Великой французской революции. 15 Готтентоты – этническая общность на юге Африки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1