Тверь в записках путешественников. Вып.2

А стольф де К юстин . 1839 273 десять дюймов, которая прикреплена к платью под лопаткой, идет вдоль горловины, укрывая человека, как короткая мантия епископа, и пристегивается к платью у другой лопатки, причем края этой свое- образной занавески не соединяются и не перекрещиваются за спиной. 16 Это не столько красиво или удобно, сколько необычно; но для сто- роннего наблюдателя довольно и того; в путешествии мы ищем до- казательств, что находимся очень далеко от дома, а русские никак не хотят этого понять. Тяга к подражанию в них так сильна, что они простодушно обижаются, когда слышат, что их страна не похожа ни на какую другую: своеобычность, которая кажется нам достоинс- твом, представляется им пережитком варварства; они воображают себе, что, не поленившись приехать на край света, чтобы посмотреть на них, мы должны безмерно обрадоваться, найдя за тридевять земель от дома дурное подражание тому, что мы покинули из любви к переменам. 17 Любимое развлечение русских крестьян – качели; это сооружение развивает чувство равновесия, присущее жителям этой страны. Примите в рассуждение, что занятие это тихое и спокойное – такие развлечения под стать народу, в котором страх воспитал осторожность. 16 Речь идет о душегрейке – стеганой короткой жилетке ( Тверские говоры . 3, 11), «безрукавной шубейке», которую, как писал Ф. Г. Солнцев, в Твер­ ской губернии называли фуфайкой ( Тверь . 1, 258). Новоторки-щеголихи носили душегрейку «очень ловко накинутой на одно плечо» ( Р < убцо > в Н. Очерк Торжка. с 119; ср. акварели Солнцева: Тверь . 1, цветная вкладка, с. 1, 2, 6); на тот же манер наряжались женщины Вышнего Волочка и Твери (см.: Тверь . 1, цветная вкладка, с. 9, 10). Зимний женский наряд включал епанечку с рукавами, или телогрею, которая, по словам П. И. Небольсина, «надевается обыкновенно на один левый рукав <…> правый рукав гораздо длиннее левого и свободно висит вдоль стана горожанки. Красавица обыкновенно прихватывает рукой край правой полочки телогреи и слегка прикрывает им свой подбородок» ( Тверь . 1, 332). Однако, судя по акварелям Солнцева 1830–1840-х гг., новоторки и тве- ритянки носили телогрею надетыми в один правый рукав, а душегрейку на правую руку; левая же пола одежды придерживалась снаружи правой рукой или прихватывалась изнутри левой (см.: Тверь . 1, цветная вкладка, с. 1, 2, 5, 6, 10). Подобные черты не зафиксированы Солнцевым в народных костюмах других губерний России, но отмечены в старинных костюмах бояр и духовенс- тва XVII в. (см.: Солнцев Ф. Г . Одежды Русского государства. СПб., 1869. Разделы «Народные одежды», «Одежда великокняжеская и царская», «Бояр- ские одежды»). Сохранение в нарядах женщин Торжка черт великокняжеской и боярской одежды, отмеченное Солнцевым и в альбоме «Древности Российского государства» (М.: Тип. А. Семена, 1851; Тверь . 1, цветная вкладка, с. 1–5), свидетельствует о традиционности их мышления. 17 Упрек несправедлив: Кюстин и сам не обратился к традиции старинного рус- ского костюма, но искал аналог в европейском костюме (напр., короткую мантию епископа).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1