Тверь в записках путешественников. Вып.2

282 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX Ваша, я знаю свой уезд, как ладонь, и отвечаю головою, что у нас Сити нет. 11 Позвольте, позвольте, я слыхал о месте одного сражения, но это должно быть где-нибудь между Бежецком и Кашином. Там еще и князь 12 убит?» – «Точно, там убит князь». – «Так поезжай- те в Бежецк и вы, верно, найдете, что вам угодно». – «Прошу вас покорно о предписании выдавать мне обывательских лошадей 13 ». – «С большим удовольствием, только побывайте еще у окружного на- чальника 14 и спросите себе такой же бумаги для казенных крестьян». Поблагодарив за известия, я отправился к окружному начальнику и был принят так же ласково, но о Сити все-таки ничего не узнал; только случившийся у него крестьянин указал мне на Красный Холм, близ которого точно течет Сить. Весьегонск – городишко пребеднейший. Потолкался на базаре. Женщины в кокошниках о трех углах. 15 Зашел в собор, 16 и священ- 11 «Капитан-исправник был прав, так как Сить протекала в Краснохолмском уезде, некогда раньше входившем в Весьегонский уезд» ( Купцов Б. Ф . Весье- гонск. С. 105). 12 Юрий II Всеволодович (1187–1238), второй сын Всеволода Большое гнездо, великий князь владимирский (1212–1216, 1218–1238). В его правление началось нашествие монголо-татар. Погиб в битве на р. Сить. Обезглавленное тело князя обнаружил на поле боя ростовский епископ Кирилл, который отвез его в Ростов и похоронил в храме Богоматери в каменном гробу. Голова князя вскоре была найдена и приставлена к телу. Через два года останки князя Юрия Ярослав Всеволодович торжественно перенес в Успенский собор Владимира. В 1645 г. нетленные мощи князя были обретены, и патриарх Иосиф канонизи- ровал Юрия Всеволодовича как святого благоверного князя Георгия Всеволодо- вича за праведную жизнь. 13 Обывательские лошади и подводы нанимались у местных жителей (обыва- телей) или предоставлялись ими (в качестве повинности) для каких-либо пере- возок. 14 Скорее всего, имеется в виду становой пристав (полицейская должность, учреждена в 1837 г.), начальник стана, на которые делились уезды, подчинялся уездному капитану-исправнику и земскому суду. 15 Кокошник – головной убор замужних женщин из шелка, атласа, бархата, парчи, позумента, кумача на твердой основе из проклеенного или простеган- ного холста, картона. Здесь имеется в виду, скорее всего, кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника с опу- щенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Очелье такого кокошника украшалось вышивкой золотными нитками, жемчугом, бисе- ром, цветными камнями в металлической оправе, имитировавшими драгоцен- ные камни, цветной фольгой. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась также и затылочная часть кокошников. О традиционном костюме весьегонских женщин см. в путешествии П. И. Сумарокова. 16 Собор Богоявления (1742–1758) с приделами в честь свв. апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Представлял собой двусветный пятиглавый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1