Тверь в записках путешественников. Вып.2

М ихаил П етрови ч П огодин . 1841 285 Привратник пошел докладывать и наконец воротился с приглашением пожаловать к архимандриту. 30 Мы нашли любезного, образованного человека и принуждены были принять его предложение и ночевать у него. Прелюбопытный разговор о Томске, о тамошних народцах и обращении их в христианство. Монастырь называется Антониевским, но когда он построен, кто был этот основатель Антоний, 31 где жил, когда скончался и где пог- ребен, неизвестно. Лишь только хранится в народе память об его доб- родетелях, и жители ходят служить по нем панихиды. Как это трога- тельно! Товарищ мой, 32 отворив дверь на балкон из отведенной нам комна- ты, увидел в тумане свое изображение столь ясно, что испугался. в XV в. принадлежали Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому, на его пожертвования был построен первый храм в честь Николая Угодника на месте чудесного явления иконы прп. Антонию. С 1783 г. в монастыре работала цер- ковная школа, с 1809 г. Краснохолмское духовное училище. К концу XIX в. в монастыре были четыре каменных церкви (см. ниже); в трехъярусной каменной колокольне (1668) помещались библиотека и архив. Имелся двухэтажный насто- ятельский корпус (1748), братский корпус (1685), каменные небольшие келии над воротами. Вне ограды в юго-восточной башне располагалась каменная часовня. В 1930-е гг. монастырь был разрушен, от построек конца XVII в. сохранились остатки стены, братский корпус, настоятельские кельи, северо-восточная башня, стены Никольского собора. Во время путешествия Погодина в библиотеке монас- тыря было более 300 печатных книг, 2 рукописные, рукописный архив докумен- тов XVI–XVIII вв. См. также: Антониев монастырь (из записок пешехода) / публ. С. В. Алексеевой //Тверская старина. 2010. Вып. 32. С. 12–13. 30 Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря в 1839–1843 гг., ранее был архимандритом Томского Алексеевского монастыря. 31 Житие Антония Краснохолмского не существует; единственный источник сведений – Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей (конец XVI в.). Священноинок Антоний пришел на р. Могочу из Белозерских монастырей, заболел и вынужден был остаться (1461). А. В. Нелединский-Мелецкий пожертвовал ему землю, на которой Антоний построил деревянную часовню и келью. Вскоре к Антонию стали собираться ученики, и возник монастырь. Однажды ночью Антоний увидел необыкновенный свет, вышел из кельи и обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца, которую он поставил в часовне, затем была построена деревянная церковь. В год смерти (1481) Антоний начал строить каменную церковь, кото- рую закончил в 1493 г. его преемник Герман. Точная дата, место погребения и время канонизации неизвестны. Образ его впервые появился на иконе Собор всех святых, написанной по благословению архиепископа Тверского и Кашинс- кого Димитрия (Самбикина) в 1902 г. 32 В поездке Погодина сопровождал Савваитов Павел Иванович (1815– 1895), археолог и историк. Савваитов печатал в «Москвитянине» фольклорные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1