Тверь в записках путешественников. Вып.2

286 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX С ентя бря 1 Архимандрит велел принести все старые бумаги, но я не нашел в них ничего любопытного. О Сити ни от одного монаха не мог узнать ничего. Что за стран- ность? Куда девалась река Сить? Обошли церкви 33 – хоть, разумеется, все перестроены, но во вся- кой осталось хоть что-нибудь древнее, так что знающий умный человек может по сим остаткам восстановить и потерянное целое. На стенах много древней живописи. Главная церковь 34 основана, как досто- верно известно, около 1460 года. Узнал, что здесь погребено много тексты и преподавал философию в Вологодской духовной семинарии. Погодин познакомился с ним в Вологде и попросил сопровождать его. Под наблюде- нием Савваитова было начато издание Великих Миней-Четьих митрополита Макария и новгородских писцовых книг, воспроизведен рукописный список Новгородской летописи и приготовлен к изданию старейший из памятников новгородских летописей – «Временник, еже есть нарицается летописание князей земли русския». Наиболее ценный труд Савваитова – «Описание ста- ринных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, извлеченное из рукописей архива московской Оружейной палаты, с объясни- тельным указателем и 12 таблицами рисунков» (1-е изд. 1865, 2-е 1896). Ему принадлежат: «Путешествия новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII ст., с предисловием и примечаниями» (1872), «Объяснение книг Св. Писания», «Грамматика зырянского языка» и «Зыряно-русский словарь» (1850). 33 К 1841 г. в монастыре были следующие церкви: соборный храм в честь свт. Николая Мирликийского (начало 1490-х), малая церковь Всех святых, пристроенная к собору (1690), Покрова Пресвятой Богородицы (1592), Воз- несения Господня над Святыми вратами (1691) и надвратная церковь Иоанна Предтечи (1764). 34 Собор в честь свт. Николая Чудотворца восходит к деревянной часовне, поставленной прп. Антонием (1461). Во времена Погодина собор представлял собой «крестовокупольное, четырехстолпное, трехапсидное сооружение, не имев- шее подклета. Венчал здание мощный цилиндрический барабан с луковичным куполом и 8-ю щелевидными оконными проемами» ( Булкин В. А ., Салимов А. М . Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. М., 2001. С. 4). Собор был белокаменным и однопрестольным. В архитектуре прослежи- вается итальянское влияние, что дает основание считать его строителем италь- янского мастера: Выголов В. П . Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1991. С. 9. Считалось, что собор похож на Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры ( Анатолий (Смирнов), игумен . Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь: Типолит. Ф. С. Муравьева, 1883. С. 18). В соборе хранилась икона Николая Чудотворца, явленная святому Антонию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1