Тверь в записках путешественников. Вып.2

308 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX Т верская станция Тверская станция 13 по роскоши и богатству занимает первоклассное место; она построена на южной стороне города близ архиерейского дома 14 и недалеко от моста, бывшего на ручье Лазури, где теперь сде- лана насыпь, 15 равняющаяся высотою с городским валом, так что вода весной из Тьмаки никогда не будет заливаться в Лазурь. Ровное шоссе соединяет станцию с городом. О тделение III. П ребывание в Т вери Было 11 часов и 50 минут утра 20 июня 1852 г., как мы приехали на Тверскую станцию и по билетам получили наши чемоданы. Двое 13 На железной дороге было 34 станции: 5 станций 1 класса (Петербург, Москва, Малая Вишера, Бологое и Тверь); 4 станции 2 класса (Любань, Оку- ловка, Спирово, Клин); 9 станций 3-го и 16 станций 4 класса. Станционные здания («пассажирские дома») в Петербурге и Москве проектировал архитектор К. А. Тон, все остальные – архитектор Р. А. Желязевич. Комплекс стан- ции Тверь складывался с середины 1840-х гг.: вокзал (1845–1848) и локомо- тивное депо (1849–1856). На станциях 1 и 2 классов вокзалы располагались между главными путями – протяженные каменные здания, окруженные галере- ями с чугунными столбами, поддерживающими навес (островной тип). Комплекс станции Тверь (ул. Железнодорожников, ул. Театральная, 53) первоначально имел строго симметричную композицию, ориентированную на ось дороги (ныне пр-т Чайковского). Перед торцами вокзала были устроены миниатюрные садики; напротив комнат императорской семьи (в западной части здания) было соору- жено каменное крыльцо. Со стороны города перед вокзалом был разбит сквер. К югу от линии располагалось локомотивное депо (1849–1856) на 22 стойла для локомотивов ( Свод . 1, 627–634; Тверь 100 . 1, 66, 67). 14 Архиерейский дом в Трехсвятском (пр. Дарвина) – загородная резиден- ция тверских архиереев в бывшем Трехсвятском монастыре на южной окраине Твери, разоренном во время польской интервенции; в 1637 г. передан архиерей- скому дому; ок. 1721 г. стал называться «архиерейским домовым» ( Свод . 1, 178, 574–576). 15 Первый земляной вал для защиты от наводнения ул. Трехсвятской и Соло- довой был насыпан в 1811 (или в 1812) г. от берега Тьмаки (в районе гости- ницы «Волга») под углом к Лазури и шел вдоль правого берега реки примерно до современного Смоленского пер. В середине ХIХ в. при строительстве желез- ной дороги и станции Тверь от южной оконечности Трехсвятской ул. было проложено шоссе к железнодорожной станции по дамбе в нижней части долины Лазури. В связи с прокладкой трамвайных путей к железнодорожной станции в начале ХХ в. насыпь была расширена, и сток Лазури в Тьмаку практически нарушен. В 1854 г. городская дума для бульвара по берегу Лазури (посадка деревьев и устройство прогулочных мест) выделила 552 р. 62 коп., но идею не поддержало столичное начальство. В конце ХIХ – начале ХХ в. на нижнем пруду напротив ул. Трехсвятской зимой устраивался каток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1