Тверь в записках путешественников. Вып.2

А лексей М ихайлови ч П етропавловский . 1852 317 своего в первый разряд, от которого товарищи его не слыхали ни одного путного слова, да и услышать было нельзя, потому что Иосиф его привез его, кажется, из Орла, где он считался окончившим курс философии, т. е. среднего отделения, а мы в то время проходили вторую уже половину богословского класса. 39 Архиерейского певче- го Аристарха Князева поместил также в первый разряд, несмотря на то что певчие никогда у нас не учились в классах наукам, да им и некогда было учиться; то они на свадьбе, то на похоронах; многих единственно по просьбам посторонних лиц или их самих поместил также в первый разряд, который оттого увеличился до 50-ти человек. Преосвященный отчеркнул половину из этого числа во второй разряд, и таким образом студенты, которые в продолжение курса постоянно числились в первом разряде, попали при окончании курса во второй разряд, а с тем вместе и права их в общественной жизни должны последовать иные. Если монахи – ангельский чин – столь безбожно пренебрегают святостью справедливости, то что же должны делать миряне! А хуже этого быть не может. После этого у кого искать справедливости в мире? О. Макарий был перемещен от нас, ректором также, в Ярославскую семинарию; несчастие, а может быть, и собственные его ошибки уни- зили его перед монахами тогдашнего времени, которые были весьма низки, а ниже их, казалось бы, нельзя унизиться. Нетерпеливо желал я видеть о. Макария в Желтиковом монастыре. Он жил в двух ком- натах и принял меня с такою радостью, для описания которой нет слов и выражений, сели мы на диване, и он более часу рассказывал о своих несчастных обстоятельствах, жалуясь на обиды и притеснения, кото- рые он терпит. Время не позволяло мне пробыть у него долее, и он с величайшим трудом отпустил меня. М нение мое по делу о . М акария Душевно жаль бедного о. Макария. Если он действительно виноват в том, в чем его обвиняют, то и тогда бы следовало, кажется, решить это дело по словам Спасителя: «Иже есть без греха в вас, первее верзи камень на ню» (Ио. гл. 8, ст. 7). Два раза присылали уже за мной от о. Мартирия. Наконец с трудом оторвался я от о. Макария и возвра- тился в свою компанию, торопясь отправиться в Тверь. Но о. Мартирий торжественную задал нам пирушку; и если бы мы не беспокоились тем, что в Твери ожидают нас обедать, то нескоро бы ушли отсюда. 39 Система образования в духовных семинариях заимствована из Киевской духовной академии. Курс семинарии на классы, каждый из которых представлял собой законченную систему; классы пиитики, риторики, философии, богословия (обучение в каждом классе могло длиться несколько лет).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1