Тверь в записках путешественников. Вып.2

Т еофиль Г отье . 1858, 1861 407 1861 Если выбирать самый простой и короткий путь от Москвы, то нужно было проехать до Владимира по железной дороге и в почто- вой карете до Нижнего, но опасение не найти лошадей, так как в это время проходила знаменитая Нижегородская ярмарка, 14 на которую из разных стран собиралось 300 или 400 тысяч человек, 15 заставило меня избрать дорогу, которой крайне редко пользуются в настоящее время. Англо-американская поговорка «Time is money» 16 не в моем вкусе, и я не из тех туристов, что спешат прибыть на место. Меня больше всего интересует путешествие само по себе. В противовес буржуазной рассудительности я начал с того, что поехал в другую сторону, до Твери, а затем намеревался путешество- вать по Волге почти от самых ее истоков – довериться ее спокойному течению, медленно приближавшему меня к желанной цели. Наверное, вы удивляетесь столь малой поспешности, с коей я претворял в жизнь заветную мечту. Но, зная, что непременно увижу Нижний, я уже не спешил. Кроме того, человек вообще боится исполнения своих же- ланий, и это опасение, конечно, подсознательно мучило меня и умаляло пыл. а вдруг город моей мечты исчезнет от дыхания действительности, рассеется, как облака, которые, образуя на горизонте купола, башни, некрополи, уже от легкого порыва ветра меняют очертания или смета- ются вовсе? Слишком послушная девизу железных дорог: linea recta brevissima , 17 прямая как струна, железнодорожная линия Санкт-Петербург – Москва оставляет в стороне Тверь, поэтому я поехал туда на быстрых дрожках. Дрожки в России никогда не подводят путешественников и, словно из-под земли, возникают по первому зову. Постоялый двор, где я остановился, был размером с дворец – он мог бы послужить караван-сараем для целого мигрирующего племе- 14 Готье направлялся в Нижний Новгород на крупнейшую ярмарку в России (1817–1917, 1921–1929), один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли. Во второй половине XIX в., с открытием Николаевской железной дороги (1851) и Московско-Нижегородской железной дороги (1862), приоб- рела международное признание: на нее приезжали русские торговцы, европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. В 1846 г. было привезено товаров на сумму 57 214 906 руб. серебром, продано – на сумму до 49 549 377 руб. серебром. Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные и шелковые изделия. 15 На Нижегородскую ярмарку ежегодно съезжалось до 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало менее 20 тыс. 16 Время – деньги ( англ .). 17 Прямая линия – самая короткая ( лат .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1