Тверь в записках путешественников. Вып.2

Т еофиль Г отье . 1858, 1861 409 Уже прошла пора длинных дней, когда, почти смешивая вечер- нюю и утреннюю зори, солнце исчезает и мгновение спустя появляется вновь, но темнота все-таки не наступала раньше десяти – одиннадцати вечера. На западе вряд ли могут себе представить тона, окрашиваю- щие небо во время этих долгих сумерек. В палитре наших художников их нет. Делакруа, Диаз и Зим 23 в замешательстве не знали бы, какое смелое сочетание красок выбрать, и, конечно, их полотна обвинили бы в неправдоподобии, если даже им и удалось бы совладать со своими красками. Казалось, я прибыл на другую планету, куда свет доходит преломленным сквозь призму какой-то неведомой атмосферы. Оттенки бирюзы и цвета неспелого яблока переходили в розовые тона, в неуло- вимо тонких переливах превращались в бледно-сиреневые, перламут- ровые и стальные, или наступала молочная, опаловая, радужная белиз- на – таким нам представляется свет Элизия, 24 что исходит не от сол- нца, не от луны, не от звезд, а от светящегося самого по себе эфира, как бы рассеянного кисеею. На этом феерическом небе, будто для того чтобы лучше видны были идеально мягкие его оттенки, мерно, словно совершался причуд- ливый церемониал, с карканьем, которому трудно не придать мистичес- кого смысла, летели к гнездам вороны. Их глухие крики, прерываемые неожиданной тишиной, с повторами хором, казались гимном или мо- литвой, обращенной к Ночи. Голуби, символ Святого Духа в России, уже заснули и украшали кружевом своды и края церкви. Птиц этих невероятное множество, и люди сердобольно кормят их зернами. Я спустился к площади, направляясь в сторону реки без провод- ника и не спрашивая, куда идти, полагаясь на свое инстинктивное знание планировки города, которое редко обманывает опытных пу- тешественников. Я пошел по улице, 25 перпендикулярно пересекавшей красивую Тверскую, 26 и скоро вышел к берегу Волги. Если большая М. Н. Волконской. Судя по описанию, Готье жил в гостинице Гальяни (см. о ней в путешествии Г. В. Геракова), однако с балконов ее номеров невозможно уви- деть планировку Почтовой пл. и Спасо-Преображенский собор. Скорее всего, это суммарное описание города не предполагает определенной точки зрения. 23 Делакруа Эжен (1798–1863), французский живописец и график, предста- витель романтического направления в живописи. Диас де ла Пенья Нарсис Вер- жиль (1807–1876), Зим Феликс (1821–1911), французские художники, пред- ставители барбизонской школы. Работы барбизонцев, созданные на пленэре, предвосхитили импрессионизм. 24 Элизий – в античной мифологии обитель блаженных в царстве мертвых. 25 Ул. Скорбященская (ныне Володарского). 26 Ул. Миллионная. Название Тверская не встречается в других источниках. Очевидно, Т. Готье называет ее так по ассоциации с Тверской ул. Москвы, откуда он только что прибыл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1