Тверь в записках путешественников. Вып.2

410 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX улица выглядела претенциозным подражанием санкт-петербургскому проспекту, 27 то эта, менее шумная и удаленная от центра, имела типич- но русский вид. Деревянные дома, выкрашенные в разные цвета, зеле- ные крыши и крашеные дощатые заборы тянулись вдоль улиц. Из-за оград виднелись верхушки деревьев в ярко-зеленой листве. Сквозь низкие квадраты окон смотрели на улицу комнатные растения, которые здесь разводят во множестве для того, чтобы люди у себя дома иногда могли забыться и не чувствовать, что на дворе шесть месяцев подряд стоит снежная зима. Несколько женщин босиком возвращались с реки с узлами белья на голове, крестьяне, стоя во весь рост на телегах, по- гоняли косматых лошадей, тащивших дрова с береговых складов. У весьма крутого берега, где дрожки и повозки носились со стремительностью, 28 способной напугать парижских кучеров и ло- шадей, возвышались трубы маленьких пароходов флотилии, прина- длежавшей компании «Самолет». 29 Еще неглубокая река в этой части не пропускает больших пароходов. Я купил билет, так как пароход мой должен был отправляться ранним утром следующего дня, и продолжил прогулку по берегу реки. Темная вода, словно черное зеркало, отра- жала великолепие сумерек, еще более сгущая их волшебную темень. Противоположный берег, окутанный надвигающимися сумерками, вы- ступал, будто длинный мыс в океане света, 30 и трудно было отличить небо от воды. 27 Невский просп. 28 Наб. р. Волги (Волжская наб., Городская наб., Набережная ул., ныне наб. Степана Разина; Тверь 100 . 1, 9, 10). См. о ее создании в Приложении 3 к путешествию М. Н. Волконской. 29 «Самолет», пароходное общество пассажирских перевозок, учреждено в 1853 г. В. А. фон Глазенапом и М. Г. Бехагелем фон Адлерскроном, прав- ление в Петербурге. Первоначально предполагалось соединить Николаевскую железную дорогу в месте пересечения ее с Волгой в Твери пароходным сообще- нием с Ярославлем и прилегающими районами. Пароходные пристани были уст- роены в Твери, Корчеве, Угличе, Рыбинске и Ярославле. Первые три колесные парохода «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль» были куплены в 1853 г. в Бельгии и в 1854 г. доставлены в разобранном виде в Тверскую гавань. Здесь суда собрали и оснастили, и в 1854 г. они впервые в России открыли регулярное пассажирское сообщение по Волге от Твери до Ярославля. К концу 1850-х гг. общество владело 21 пароходом. В 1856 г. трасса пассажирского сообщения продлена до Нижнего Новгорода, в 1857 г. до Казани, в 1858 г. по р. Каме до Перми, в 1859 г. по Волге до Саратова, в 1861 г. по Оке до Елатьмы, а затем по р. Мологе. К началу 1860-х гг. пароходы «Самолета» плавали от Твери до Астрахани. См.: Волга от Твери до Астрахани / Общество «Самолет»; А. П. Боголюбов, Н. П. Боголюбов. СПб.: Тип. Горенфельда и К о , 1862. 30 Стрелка Тверцы и Волги, где располагался Тверской Отрочь монастырь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1