Тверь в записках путешественников. Вып.2

Т еофиль Г отье . 1858, 1861 417 щем. Суда плыли вниз по реке, развернув огромные паруса, прикреп- ленные к высоким мачтам и устроенные так, чтобы не упустить ни ма- лейшего дуновения ветра. Другие шли вверх по течению, их по берегу тащили лошади. Ни силой, ни ростом здешние лошади не походят на наших могучих тяжеловозов, поэтому количество здесь заменяет силу. Упряжки обычно состоят из девяти лошадей, а перекладные в ожида- нии своей очереди где-нибудь на песчаном берегу образовывают стой- бища, где Сверчков, русский Орас Верне, 46 нашел бы превосходные сюжеты для картин. Меньшие по тоннажу барки продвигались вверх по реке при помощи шестов: изнуряющий, надо сказать, труд – бес- конечно плыть вдоль берега, налегая всей грудью на тяжелый шест. Несчастные эти работники живут недолго. Мне рассказывали, что они редко доживают до сорока лет. Некоторые суда очень велики, но с малой осадкой. Зеленая по- лоса по борту оживляет красивый серо-серебристый оттенок сосны, из которой они построены. На носу таких барок часто изображали глаза, смотрящие огромными зрачками вдаль, или грубо намалеванного российского двуглавого орла, изгибающего свои шеи и раскрывающего черные крылья. Кружевом украшает корму резьба, вырубленная топо- ром по дереву с такой ловкостью, какой не превзойти даже резцом. В основном все эти барки нагружены зерном и перевозят несметные богатства. Пароходы компании «Самолет» или другой, соперничающей с нею компании пароходства попадались нам навстречу, и всякий раз с щепе- тильной вежливостью, свойственной морякам, на том и на другом борту взвивался приветственный флаг. Были еще лодки, выдолбленные, как пироги, из цельного ствола. Они подплывали к нам на близкое расстояние, не опасаясь лопастей движущихся колес, кидали на борт письма из местечек, где «Русалка» не останавливалась, и подхватывали на лету послания, которые им вверяли. На «Русалке» было постоянное движение пассажиров. У каждо- го причала сходили на пристань или поднимались с пристани люди. Остановки иногда были долгими. Грузили дрова для топки, так как 46 Сверчков Николай Егорович (1817–1898), баталист и жанрист, с кото- рым Готье познакомился в Петербурге во время первого путешествия; рисовал лошадей и практически исчерпал все возможные сюжеты с участием лошадей. Он много ездил по средней полосе России, посещая разные конные заводы и конюшни любителей коннозаводства, где выполнял заказы на «портреты» лоша- дей. В Пермской картинной галерее находится акварель Сверчкова, изображаю- щая лошадей-бурлаков, тянущих судно вверх по реке. Верне Орас (1789–1863), французский живописец-баталист, но также изображал лошадей; несколько раз посетил Россию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1