Тверь в записках путешественников. Вып.2

428 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX Т верь , 30 ноя бря Михайло Яковлевич Барсуков, церковный староста Тверской Знаменской церкви, рассказал мне, что у них в церкви есть восковой образ Владимирской Богородицы, по всей Твери считающийся за яв- ленный и чудотворный, и что его носить по домам не разрешено. Мне рассказывала здешняя баба про эту икону следующее. «Явилась она лет за пятьдесят, может, и больше; явилась она порто- мойке. Жила женщина благочестивая в работницах у одного тверского купца; ее дело было поутру пораньше встать, горницу прибрать, воды наносить, обед сготовить, после обеда всех уложить, а там самовар поставить, чаем напоить, ужин приготовить. Сказать правду: день-ночь работай на хозяина, спи на себя. Пошла эта благочестивая женщина на Волгу белье, рубашки мыть. Видит она, моя матушка, женщина благочестивая, видит, что волной что-то к ней прибивает, смотрит – воск плывет. Взяла она тот кусок, бережнехонько положила да отнесла домой. Хозяин был строгий: всяк день надевал чистые рубашки; не то что по субботам или к празднику там, а всяк день, как сказано. Белья было, стало быть, много. Наутро эта женщина благочестивая опять пошла на Волгу белье мыть, Стала она белье мыть – к ней плывет еще кусок воску; она и этот кусок взяла домой. Принесла домой, сложила эти два куска, они и срослись, видит – образ Пречистой Богородицы Владимирской. Только она сложила эти два куска неровно – так и те- перь, по сю пору, рубчик остался посреди». 19 куст – запомнилось. Вера в то, что чудо это может повториться, придала иконе особое значение как защитнице от пожара» ( Фадеева Л. В. Стихийные бедствия и пожары //Традиционная культура Гороховецкого края: в 2 т. Т. 1. М., 2004. С. 199). В нашем случае чудесное спасение приписывается местночтимой иконе Владимирской Богоматери. 19 Сюжет об обретении святыни популярен до сих пор. Рассказ, записанный Якушкиным, вписывается в фольклорную традицию, хотя имеет ряд уникальных черт. Типично неоднократное указание, что портомойка была женщиной благо- честивой и достойной. Икона может явиться не каждому. Завязка сюжета – женщина отправляется стирать или полоскать белье – также фиксируется в современных записях подобных рассказов. Записанная в Ульяновской обл. легенда об обретении каменной иконы великомученицы Параскевы (заметим, что о подобных иконах рассказывают чрезвычайно редко, так же как и о вос- ковых) начинается так: «Вот я слышала, давным-давно вот эта. И вот хадила туда паласкать эта мардофка, ходила туда паласкать билье…» ( Фадеева Л. В. Каменные иконы и каменные святости в Ульяновском Присурье //Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: сб. науч. ст. / сост. Н. Ю. Данченкова, А. В. Часовникова. СПб., 2011. С. 144–154). Обычно явление иконы указывает на святость места, создается новый объект для почи- тания. В рассказе тверской информантки почитаемой становится только икона, которая приплывает по реке. Для легенд такое сочетание мотивов нехарактерно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1