Тверь в записках путешественников. Вып.2

П авел И ванови ч Я кушкин . 1858 429 – Эту икону запрещают брать на дом. – Да все-таки берут, – говорит Барсуков, – не хочется с попом ссориться! – Зачем же с попом ссориться, из-за чего? В Москве Иверскую берут на дом. Пусть берут и вашу Владимирскую. Ваше дело. – Да ведь иконы-то берут в других местах не по-нашему. Иверскую, как вы, к примеру, взяли, везут в карете, с честию; благочиние соб- людено, а нашу матушку под полу – да и пошел! Крадучись – вот что нехорошо! А как, видя большую заступу от иконы, не пустить ее в дом? Несовершенное дело! Еще Барсуков рассказывал мне, что он видел камень, найденный при нивелировке улицы, с надписью: «Здесь лежит Микола поп», дальше он не помнит. По указанию Барсукова я ездил к Ж. 20 за речку Тьмагу, 21 но ничего не нашел. Впрочем, Барсуков мне обещал поискать По реке обычно плывет икона, которая указывает место строительства храма и т. п. Однако связь образа Богородицы с водой прослеживается в произведениях различных фольклорных жанров (духовные стихи, загадки, заговоры, календар- ная поэзия), в том числе и в легендах: «…ведь, говорят, Пресвятая Богородица, когда ее сына распяли на кресте, она горько плакала. И вот эти слезы падали… <…> Слезки ее падали, и пронзили всю вот эту землю. И появились ручьи. Не, а насколько правда – не знаю» (Традиционная культура Гороховецкого края: в 2 т. Т. 2. С. 463, № 781). Икона Владимирской Божьей Матери из воска – также отличительная черта рассказа из «Путевых писем». По преданию, икона Владимирской Божьей Матери написана евангелистом Лукой на доске от стола, послужившим для трапезы Спасителя с Пречистой Матерью и праведным Иоси- фом. Но с Лукой связывают и восковое изображение Богородицы. В Греции, в монастыре Мега-Спилеон (Большая пещера, между Афинами и Калавритой), хранится восковая икона Божьей Матери Великопещерской, которую сделал Лука, когда писал здесь Евангелие. Сюжет об обретении этой иконы стал теперь частью туристической информации о монастыре Мега-Спилеон и вполне соот- носится с русской фольклорной традицией (Монастырь Мега-Спилеон (Великая Пещера) и икона Великопещерной Богоматери // Дневник Wind-Spirit [элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/wind-spirit/ post112526151/). 20 Видимо, Жизневский Август Казимирович (28.08.1819–19.03.1896), управ- лявший Тверской казенной палатой, председатель Тверской ученой архивной комиссии, основатель Тверского историко-археологического музея. С 1851 г. исполнял дела товарища (заместителя) председателя Тверской уголовной палаты, с 1856 г. входил в особую следственную комиссию для дознания о беспорядках по заготовлению продовольствия для войск Крымской и Южной армий и по содержанию госпиталей Южного края, с 1858 г. самарский губернский прокурор, в 1862 г. переведен на ту же должность в Казань, вскоре назначен председа- телем Тамбовской казенной палаты, в 1863 г. переведен на ту же должность в Тверь. В 1858 г. Жизневский не служил в Твери. 21 Р. Тьмака.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1