Тверь в записках путешественников. Вып.2

430 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX и, буде найдет что, меня уведомить. Возвратив­ шись от Ж., я понес в лавку к Барсукову статью М. П. Погодина и «Путь севастопольцев» Кокорева, 22 за что был приглашен Барсуковым в трактир чайку попить. К нам подсел еще один господин в чуйке, его товарищ. Мой новый собеседник стал расска- зывать о раскольниках. Догматов их он не знал, знал только одно, что они беспоповые да еще что они всем мирщат. 23 Так, муж женой мирщит, жена мужем. – Уж на что маль- чишки, и те туда же! Раз я ездил за Тверцу. Та сторона за Тверцой так и называется Азия. Азияты настоящие, все беспоповые. Стоит этак чашечка, я и возьми ее, водицы хотел испить; как закричит мальчишка этак лет семи, а то шести, как закричит: «Чашку мою мирщит, чашку мирщит!» Отец молчит. Я ему: «Ну, и жена чашку мирщит?» – «И жена чашку мирщит». – «Ну, а спать вместе – это не мирщит?» – «Это нужда, стало, не мирщит». Поди с ними! А то вот было дело: были два 22 Статья В. А. Кокорева «Путь севастопольцев» (1856), с анализом эконо- мического кризиса России, по цензурным причинам была опубликована только в 1858 г. в журнале «Русская беседа» (Т. 1), который он сам субсидировал; современное издание: Кокорев В. А . Экономические провалы. М.: Общество купцов и промышленников России, 2005 (Экономическая история России). 23 Старообрядцы, особенно беспоповщинские, называют православных мир­ скими. Всякое общение с мирскими называется мирщеньем. Мирщить вещь – значит поганить ее. «Жена мужем мирщит», то есть попрекает его в мирщенье, а потому и брезгает им. Должно заметить, что все раскольники, какого бы толку ни были, – не миряне и потому друг другом не мирщат. – Прим. Якушкина. Тверь. Вход церкви Знамения. Фотогравюра Товарищества «Образование». Нач. ХХ в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1