Тверь в записках путешественников. Вып.2

434 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX – Машины, ваше степенство, ждем; да холодно гораздо. Сам смотри: часа два ждем, а еще до утра далече; ведь в Москву машина отойдет утром. Невтерпеж пришло: хоть по копейке или там сколько за ночлег заплатили бы, да негде – кругом жилья нет! Я им посоветовал идти в контору, как они называли станционный дом, и уехал. Не знаю, пустили ли их туда, а то в самом деле им, бед- ным, пришлось невтерпеж: на дворе было морозно, да и ветер был по- рядочный. Приехав в Вышний Волочек, я сейчас же лег, а на другой день пошел посмотреть город. Волочек довольно хорошо выстроен, но показался мне как-то неприветным. А кажется, там чего-чего нет: и клуб, и кофейная; в кофейную собираются господа шоколад, кофе кушать; в клубе назначены вечера карточные, вечера танцевальные – только на улицах народу нет. Впрочем, и дурное время выбрал я для осмотра Волочка, надо приехать летом, во время судоходства. Мне захотелось посмотреть здешний канал и шлюз, 33 хотя, правду сказать, зимою не много увидишь. Там стоял какой-то старик, с ко- 33 Канал и шлюз – часть Вышневолоцкой водной системы, которая до сих пор является достопримечательностью города и своеобразным памятником ее осно- вателю – новгородскому купцу М. И. Сердюкову, первому российскому гид- ротехнику. Она играла очень важную роль в транспортной системе региона. Во многом благодаря водной системе Вышний Волочек к середине XIX в. стал крупным уездным городом. Ее создание началось со строительства канала между рр. Цной и Тверцой по указу Петра I от 12 января 1703 г. Затем сис- тема постепенно расширялась и совершенствовалась и превратилась в сложный комплекс гидросооружений. «В 1825–1827 гг. левый берег Тверецкого канала был отделан камнем и по нему проложен бечевник, улучшены старые и пос- троены новые плотины. С увеличением высоты плотины и площади зеркала Заводского водохранилища до 68 км 2 . Судоходство на Тверце после спада весенних вод стало поддерживаться в течение 100–130 дней. Караваны судов, проходивших через шлюз, включали до 1000–1500 барж и лодок. Зимовки судов происходили только в засушливые годы, как, например, в 1827 г., когда по случаю необыкновенно сухого лета осенний караван из 1555 судов с грузом стоимостью около 19 млн. руб. вынужден был встать на зимовку на участке от Твери до Боровицких порогов. В 1834 г. на Мсте выше порогов зазимовало 549 судов, в 1835 г. – 477, в 1838 г. – 577. Груз в этих случаях приходил в Петербург только на следующий год, если не доставлялся гужом. В 1843 г. дополнительно к комплексу сооружений Вышневолоцкой системы был построен Верхневолжский бейшлот. Устроенная неподалеку от истока Волги деревянная на каменном фундаменте плотина подняла ее уровень и соединила в один бас- сейн площадью более 160 км 2 озера Волго, Пено и Овселуг. Накапливаемый за плотиной запас воды до 400 млн. м 3 давал возможность в течение двух месяцев межени поддерживать на верхнем участке Волги (выше Твери) за счет попусков глубину 0,55–0,60 м. Это было первое гидротехническое сооружение для регулирования стока волжской воды. Бейшлот долгие годы выполнял свою задачу улучшения судоходства на верхней Волге и продолжает служить до сих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1