Тверь в записках путешественников. Вып.2

68 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX очень красочна и совершенно не похожа на костюмы соседних губерний. 4 Покинув Тверь, мы продолжали наше путешествие. Днем нам пришлось переправляться через реку необычным, но очень удобным способом. 5 Подъехав к реке, мы напрасно искали мост. В совершенно безвыходном положении взывали мы ко всем святым, и они пришли на помощь – прислали мост (буквально!): человек, стоявший на плоту, направился к нам, держась за канат, переброшенный через реку с берега на берег. На плоту поместились мы сами, кареты, лошади, кучера ( Mushiks ) 4 «Крестьяне <Вышневолоцкого у.> носят обыкновенное платье, из домаш- них вещей сделанное, а живущие по Петербургской дороге и по Мсте одева- ются опрятнее и ходят в смурых кафтанах; обувь употребляют по большей части кожаную. Женщины носят кокошники, сарафаны холстинные желтые и синие, а по праздникам кумачные и китайчатые. Девки повязываются мишурными и шел- ковыми с позументом повязками, в косы вплетают ленты; на шеях носят прони- зочные и бисерные ожерелья; рукава у рубах вышивают бумагою. Карелы хотя такую же употребляют одежду, но с некоторою отменою: вместо лаптей большею частью употребляют сапоги или упаки; вместо кушаков подпоясываются ремнями. Женщины употребляют сороки из белой холстины, которые выкладывают зеле- ною тесьмою, а спереди вышивают шелком и гарусом. Девки носят на голове ленты разных цветов, сшивая по две и по три вместе» ( Генеральное соображение . С. 98). Смурое сукно – «крестьянское, некрашеное сукно, из мешаной темной шерсти»; китайка – «простая бумажная ткань, начально мутно желтая, и выве- зенная из Китая»; бумажная ткань – хлопковая; у ' паки – «мужичьи сапоги с гру- быми сыромятными голенищами, иногда вроде грубых котов», «рабочие сапоги; упаки шили из простой кожи, в следу широкие, чтобы больше портянок одеть»; гарус – «сученая, белая или цветная шерстяная пряжа; шерсть для шитья, выши- ванья» ( Даль . 1, 345; 3, 112; 4, 238, 500; Тверские говоры . 3, 48). «Одежда крестьянская <Новоторжского у.> состоит: в балахоне, кафтане и шубе; по праздникам же носят смурые кафтаны и кожаны; обувь обыкно- венная лапти, в праздники обувают сапоги и коты; на головах носят шапки суконные разного цвета, летом шляпы; зажиточные употребляют синие рубашки с узким около ворота позументом или плетешком. В будни верхняя женская одежда состоит в сарафане или насовце, без рукавов, из крашенины или просто из холстины, а в праздники ферязи синие, напереди с пуговицами и выкладкою из выбойки, с длинными рукавами; зажиточные делают кумачные и китайчатые, подпоясываются суконными покромками и шелковыми поясами. Обувь носят лапти; на головы надевают низкие кокошники, которые делаются выбойчатые и шелковые. Девки наряжаются обыкновенным образом» ( Генеральное сооб- ражение . С. 160). Кожан – «верхняя кожаная одежда»; насо ' вец – «рубаха из сурового холста, надеваемая сверх сарафана; крашенина – «крашеное домо- тканое полотно»; фе ' рязи (фе ' рзи) – «платье типа сарафана: узкого покроя, с пуговицами», «женское платье узкого покроя, с длинными рукавами, с пугови- цами донизу» ( Даль . 2, 186; Тверские говоры . 3, 12, 18, 20–21). 5 Очевидно, речь идет о переправе через Волгу при с. Новом Клинского у., принадлежавшем П. Б. Шереметеву, позже его сыну Николаю Петровичу и внуку Дмитрию (до 1861 г.). Ср.: Гмелин С. Г. Путешествие… 1, 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1