Тверь в записках путешественников. Вып.2

Т верской край в записках путешественников XVI–XX веков 7 той русской жизни, которая находится за окном его поезда. Он не видит бедных бараков, всё еще стоящих в пристанционных поселках Новгородской и Тверской областей. Он не видит болотин около домов, поросших камышом. Он не видит женщин с детьми, которые стоят у железной дороги на переезде в ожидании, когда поезд пройдет, шлагбаум поднимется и можно будет, наконец, по- дойти к своему дому по другую сторону железной дороги. Человек, едущий на «Сапсане», видит окружающий его комфорт и не замечает (и даже не хочет замечать), что его комфорт оплачен десятками сня- тых с расписания электричек, которые были единственным оператив- ным способом передвижения внутри области. Итак, в данном случае маршрут – это совершенно пустое, ничем не заполненное пространство между двумя точками: Москвой и Петербургом. Фактически это пустое, нулевое пространство, про- странство, о котором проехавший его человек не может дать отчета. Более того, скорость и комфортабельность передвижения для того именно и созданы, чтобы человек не переживал это пространство как пространство, чтобы он «вдруг» перемещался из точки а в точку в . Эта аннигиляция, обнуление пространства прекрасно описаны в одной советской песне: Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор¾ Другой пример. Итальянская исследовательница русской куль- туры Нина Каухчишвили на одной из конференций, посвященных русской провинции (Тверь, 1997), говорила о том, что при со- ветской власти иностранец мог посетить в России только Москву и Петербург и поэтому видел пространство России, которое соеди- няет или разъединяет обе столицы, только из окна быстро идущего ночного поезда или туристического «Икаруса». Уточним это наблю- дение. В советское время иностранцы путешествовали между россий- скими столицами и на собственных автомобилях, и, конечно, авто- турист видел больше, чем пассажир скорого поезда или «Икаруса». Однако это больше было относительным, а свобода передвижения по стране – иллюзорной: маршрут автотуристов и места разрешен- ных им остановок по пути следования строго регламентировались. Мера и степень знакомства иностранных граждан с Россией находи- лись под жестким контролем службы госбезопасности, и иностранец, мечтавший, например, вслед за У. Коксом и Л.-Ф. де Сегюром полюбоваться красотами вышневолоцких шлюзов, вынужден был, ввиду расположенных в этой зоне секретных объектов, разглядывать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1