Тверь в записках путешественников. Вып.2

70 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX ют, а мужчины, собравшись в кружок, ведут неторопливые разговоры и редко участвуют в деревенских развлечениях. 8 Мне кажется, муж- чины в целом красивее женщин, но те и другие превосходят простой ирландский народ. <¾> 28 февраля 1808 г . И з дневника Окрестности Твери, как оказалось, весьма привлекательны. Дороги ужасны, зато погода сегодня была хороша; мы ехали почти до 11 часов, и я любовалась усыпанным алмазами ночным небом, которым всегда восхищаюсь. Сейчас около трех часов утра, мы отдыхаем в Вышнем Волочке, в доме у раскольников. 9 Вся их комната украшена вышитыми полотенцами. 10 <¾> ются покромками красного сукна. Обувь женская состоит в лаптях сапогах» ( Генеральное соображение. С. 27). Выбойка – «самый грубый ситец, по коему узор набит в одну доску и в одну краску»; сукма ' н – «сарафан из сукманины», «крестьянской полушерстяной из домотканины, шерстяного утока по портяной основе» ( Даль . 1, 278; 4, 358; Тверские говоры . 3, 20). Ср. описание народных костюмов Тверской губернии в путешествиях И. Ф. Глушкова и Ф. Г. Солнцева ( Тверь . 1, 167, 255–258, цветная вкладка); Калмыкова . С. 302–310. 8 Ср. описание народных жанровых сцен у И. Ф. Глушкова ( Тверь. 1, 146). 9 Старообрядцы составляли большую часть населения Вышнего Волочка. Кон- кретнее речь может идти о старообрядческой пустыни, которая со своим кладби- щем и кельями находилась в местечке Тетёрки в районе Вышневолоцкого Завод- ского водохранилища. В начале XIX в. в Тетёрках был поставлен молельный дом с жилищем для проповедника. Еще более вероятно, что Вильмот и ее спутники останавливались в усадьбе М. И. Сердюкова (пос. Водохранилище, 2-я четверть XVIII – 1-я пол. XIX в.), находившейся в том же районе ( Свод . 3, 517–524); именно там в XVIII в. останавливались иностранцы, путешествовавшие по Петер- бургско-Московскому тракту (ср. путешествие Ф.-В. Берхгольца: Тверь. 1, 62). О том, что Сердюков придерживался старообрядческой веры, свидетельствует факт обвинения его в 1723 г. Новгородским митрополитом и вице-председателем Святейшего синода Феодосием в старообрядчестве; за обвинением последовали арест и следствие; Сердюков был оправдан в этом серьезном тогда преступлении лишь при участии Петра I. О Сердюкове см.: Свод . 3, 114–119; см. также при- мечания к путешествию П. И. Сумарокова. 10 Имеется в виду красный угол – символический аналог храмового алтаря. Красный угол устраивался в противоположном от входа углу избы, с восточ- ной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещенная часть дома: обе стены, образую- щие угол, имели окна. Иконы размещались в киоте (божнице) – специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из дерева и украшалась резьбой, росписью и т. д. Полочка часто была двухъярусной. Образа в божнице укра- шались божником (иконником) – длинным и узким домотканым полотенцем,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1