Тверь в записках путешественников. Вып.2

72 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX 3 октя бря 1808 г . И з писем Вышний Волочек, 310 верст от Москвы Только что я одевалась в той же самой комнате, в которой я оста- навливалась пять лет тому назад, 16 когда путешествовала из Петербурга в Москву с семьей доктора Холлидея. 17 Как всё изменилось: и мои чувства, и вся ситуация! Вышний Волочек – один из оживленнейших городов между Москвой и Петербургом, 18 потому что через него про- ходит канал, 19 по которому движутся многочисленные баржи. 20 Сломалась карета, и пришлось остановиться на дороге. К счастью, погода благодатнейшая, и, чтобы не терять времени даром, я уселась на пригорке и пишу дневник. Пригорок порос вереском и диким тимь- яном, запах восхитительный. <¾> 16 В письмах 1803 г. описание комнаты отсутствует. Возможно, речь идет об усадьбе Сердюкова. 17 Э. Холлидей, врач, спутник М. Вильмот в путешествии из Англии в Россию (с. 496); сопровождал ее в поездках из Петербурга в Москву. 18 В обывательской книге Вышнего Волочка за 1805 г. содержатся сведения о 859 семьях города. Из них 446 занимались «черной работой», т. е. обслужи- ванием каналов, ремонтом и строительством судов. Большую группу составляли лоцманы (206 чел.). Следовательно, обслуживанием судоходства занимались 652 семьи, т. е. 75,5 % податного населения. Ремесленников в обыватель- ской книге записано 69 семейств, из них 12 кузнецов и 18 плотников и столя- ров. Очень мало в городе было портных, сапожников. Отсутствие производства товаров потребления в городе, где было большое скопление пришлого народа, естественно привело к тому, что здесь были большие ярмарки, на которых сбывали свою продукцию и деревенские ремесленники. Торговлей занималось 141 семейство, т. е. около 16 % податного населения ( Сорина Х. Очерк соци- ально-экономической истории г. Вышнего Волочка во второй половине XVIII – начале XIX века // ВИКА / ред. Р. И. Матюнин. Вышний Волочек: Вышне- волоц. тип., 1999. № 3). 19 Тверецкий канал, соединяющий Тверцу и Цну и составляющий главную часть Вышневолоцкой водной системы. 20 В конце XVIII в. по каналам в среднем за год проходило 3 886 судов (грузоподъемностью около 300 тыс. т) и 1 756 плотов, что полностью исчер- пывало ее пропускную способность (ок. 330 тыс. т). О Вышневолоцкой водной системе см. путешествия Л.-Ф. Сегюра и И. Ф. Глушкова ( Тверь . 1, 109–110, 146–150).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1