Тверь в записках путешественников. Вып.2

90 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX Стены беседки обили французским цельным штофом 55 и убрали ее всю цветами. Померанцевые, лимонные деревья в кадках выписали из Москвы, а дубы перевезли из Кашина и Зубцова, да так ряда- ми и поставили. 56 Хрустальный столовый сервиз в золотой оправе, дорогие фрукты, конфекты, вина – всё было выписано из столиц. Государь с великой княгиней и с придворными приехал из дворца по Волге в яхте, за ними плыли лодки с музыкантами и с песенниками из мещан. Как только государь взошел на берег, матушка моя, Анна Петровна Светогорова, с поклоном подала ему на серебряном подносе шампанское в петровском ковше 57 <…>. Музыка заиграла польское, 58 и государь открыл с нею бал. Матушка моя была в сарафане, выши- том жемчугом, да и все прочие дамы приехали в русском платье. 59 части города от наводнений. В 1817–1818 гг. по проекту Н. Н. Легранда-млад- шего здание больницы было реконструировано под театр. Театр не прижился, с середины XIX в. возводились здания больничного городка расположившейся в парке губернской больницы ( Свод . 1, 227, 274–275). По времени создания парк Вокзал неоднороден: Ф. Ф. Штенгель использовал росшие здесь деревья, в частности дубы; после наводнения 1811 г., погубившего большую часть деревьев старого Вокзала, были посажены вязы и липы. Вязы сохранились, они растут вдоль защитного вала. 55 Штоф – декоративная ткань для обивки стен и мебели. Особенно цени- лись ткани с эффектом светотеневого рисунка, возникавшего из-за различной структуры переплетения шелковых нитей. Наибольшей славой в XVIII–XIX вв. пользовались штофы из французского города Лиона (ласалевские ткани, лионс- кие шелка) и штофы муар-антик ( Власов . 10, 593). 56 Процесс закладки парка Вокзал в рассказе Светогоровой фольклоризован; по преданию, каждый дворянин Тверского наместничества посадил по дереву, а Александр I посадил дуб, растущий сейчас перед зданием губернской больницы ( Тверь 100 . 1, 41). 57 По семейному преданию Светогоровых, Петр I подарил тверскому купцу Алексею Григорьевичу Арефьеву, в доме которого останавливался в Твери, серебряный ковш за радушный прием ( Купеческие дневники. С. 216–217). 58 Польское – устар. полонез, торжественный танец, открывавший бал. 59 Екатерина II сделала русский национальный костюм женским придворным костюмом. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму, и в 1812–1814 гг. в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впе- реди ( В. Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике, 1772; Э. Виже- Лебрен . Портрет фрейлины в русском придворном костюме; Ф. Ж. Кинстон. Портрет С. П. Свечиной, 1816). В 1834 г. Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, состоявшее из узкого открытого корсажа с длинными рукавами и длинной юбки со шлейфом («офранцуженного сарафана») и кокош- ника. Ср.: Дрождин (Дрожжин) П. С . Портрет купчихи в кокошнике. 1796. Х., м. ТОКГ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1