Тверь в записках путешественников Вып.3

107 В Москве мы порешили с братом принять приглашение от ди- ректора пароходства по Волге «Самолет» В. А. Глазенапа,   2 старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собою своих жен   3 и в половине мая поплыли и даже могли припе- вать «Вниз по матушке по Волге»,   4 ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком и художником столько про- жил за границей, не имея понятия о своем отечестве. <…> Кто хочет знать Волгу 1861 года, тот пусть прочтет книгу «От Твери до Астрахани» Н. П. Боголюбова и, право, поучится, ибо составлена она была добросовестно и долго служила лучшим ру- ководством. Теперь уже нет тех красот на матушке. Бывало, тут плыли по тече- нию, как белые лебеди, расшивы, да мокшаны, да беляны.   5 Шныряли 2 Пароходное общество пассажирских перевозок «Самолет» учреждено в 1853 г. Владимиром (Вольдемаром) Александровичем фон Глазенапом и Максимилианом Бехагелем фон Адлерскроном, правление в Петербурге. Пер- воначально предполагало соединить Николаевскую железную дорогу при пере- сечении ее с Волгой в Твери пароходным сообщением с Ярославлем: пристани были устроены в Твери, Корчеве, Угличе, Рыбинске и Ярославле. «Самолет- ские» пароходы строились на бельгийском заводе «Коккериль»: «Товарищ», «Дриада» (1854), «Курьер», «Прогресс» (1855–1856). К концу 1850-х гг. общество имело на Волге 20 пароходов: «Быстрый», «Гонец», «Депеша», «Дж. Коккериль», «Курьер», «Легкий», «Наяда», «Нимфа», «Посыльный», «Проворный», «Прогресс», «Русалка», «Рыбинск», «Сирена», «Тверь», «Телеграф», «Ундина», «Экстра», «Эстафет» и «Ярославль». Они плавали по Волге от Твери до Царицына, по Каме до Перми и по Оке до Елатьмы. В 1862 г. к ним добавились приобретенные у генерала Мальцева большие това- ропассажирские пароходы по 200 номинальных сил каждый: «Казань», «Астра- хань» и «Сережа». Они обслуживали линию Нижний Новгород – Астрахань, и «Самолет» стал общеволжским обществом. В начале 1860-х гг. из Бельгии поступило 9 больших пароходов по 100 номинальных сил: «Владимир Глазенап» (в честь основателя общества), «Вестник», «Летучий», «Скорый», «Путник», «Турист», «Наследник-Цесаревич», «Императрица» и «Странник». На кожухе гребного колеса пароходов находились герб и два скрещенных рожка – знак перевозки почты. 3 Екатерина Михайловна († 1892), жена Н. П. Боголюбова; Надежда Пав- ловна (урожд. Нечаева; 1839–1865), жена А. П. Боголюбова. 4 Русская народная песня, ср. путешествие А. М. Петропавловского ( Тверь 2, с. 329). 5 Расшива – парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге и Каспии, из соснового и елового пиленого леса. Мокшан, мокшана – беспалубное парусное судно для перевозки людей и грузов; борта украшалось изображениями фантас- тических чудовищ, кормовая часть – искусной резьбой. Беляна – деревянная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1