Тверь в записках путешественников Вып.3

109 и невольно легенды разбойничьи   14 рисовались при виде этих песчаных обрывов. И Царев бугор   15 сильно на меня действовал. Да мало ли там дивных воспоминаний удалой русской жизни, заканчивая Каспием, где тоже были шалуны. Сперва от Твери мы шли на мелких пароходах с пересадкой,   16 а когда пришли в Нижний, то тут плыли на больших пассажирских. В это время самолетский флот паровой был в полной исправности,   17 и кухня была даже хороша, так что останавливались мы где день, где два, а где и по неделе жили. Везде на пристанях встречали товари- щей-моряков, которых перетянул к себе Глазенап. Были и командиры из флота. География. Источники Волги кроются в сети маленьких озер, ле- жащих верстах в 70 на юго-запад от Валдая, при деревне Волго, в Осташковском уезде Тверской губернии.   18 Академик Кёппен, по- сетивший в 1840 году источник Волги, составил довольно подроб- ные сведения о ее родниках.   19 Отсюда течет Волга в виде маленького ручейка до небольшого озера Верхита, а потом чрез озеро Вселуг. Источники ее лежат в болотистой равнине Волхонского бора. Каждое 14 В народе сложились легенды о зарытых в этих местах кладах, о явлениях призраков и других мистических событиях, в том числе легенда о гробнице Марины Мнишек (Саратовские губернские ведомости. 1859). 15 Царев курган (бугор) на левом берегу Волги напротив с. Ширяева, где в Волгу впадает р. Сок. Здесь, по преданию, Степан Разин венчался с персид- ской княжной. 16 По Верхней Волге курсировали мелкосидящие пароходы типа «Князь Михаил Тверской» и «Князь Юрий Суздальский». 17 В 1862 г. общество имело 25 пассажирских пароходов, к середине 1870-х гг. – 38 и держало регулярные линии по Волге от Твери до Астрахани, по Оке от Ниж- него Новгорода до Рязани, по Каме до Перми и по Шексне. Суда его выгодно отличались быстрым ходом, строгим соблюдением расписания, четкостью и акку- ратностью действий судовой команды. В 1880-е гг. общество выпускало каждую навигацию 1–2 новых парохода. Популярность «Самолета» среди пассажиров была высока, хотя цены за проезд были выше цен других компаний. 18 См. путешествие Н. Я. Озерецковского ( Тверь 2 , с. 23–27). 19 Кёппен Петр Иванович (1793–1864), академик Императорской АН (1839), автор трудов по истории, географии, этнографии, демографии и статистике. Летом 1840 г. совершил поездку по Верхнему Поволжью, чтобы выяснить влияние истребления лесов на климат и уровень воды в реках, и в частности на обмеле- ние Волги в верхнем течении. Отчет Кёппена о поездке «Uber den Wald- und Wasser-Vorrath im Gebiete der Obern und Mittlern Wolga» (О запасах лесов и вод в области Верхней и Средней Волги) см.: Beitrage zur Kenntniss des Russischen Reiches. 1841. Bd. 4. S. 165–253.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1