Тверь в записках путешественников Вып.3

114 Система Вышневолоцкая начинается от слияния реки Тверцы с Волгою. Ее составляют реки Тверца, Вышневолоцкий (Тверской) канал, река Цна с каналом, озеро Мстино, река Мста, обходные ка- налы при озере Ильмень: Вишерский и Сиверсов – и река Волхов до впадения ее в Ладожское озеро; обходный Ладожский канал, из ко- торого суда входят в Неву и достигают Петербургского порта. Длина пути более 800 верст. Суда, которые должны следовать по этому пути, собираются для входа в реку Тверцу караванами и поднимаются вверх по этой реке во время периодических выпусков в нее воды из водохранилищ. Таких вы- пусков бывает три: весной, летом и осенью. Грузы, следующие по этой системе, отправляются на барках, называемых вышневолоцкими. Длина их 17 саж., ширина 4 сажени, осадки в воде от 12–14 вершков, клади поднимают 5  ½  – 7  ½ тысяч пудов. Устройство их приспособлено к проходу чрез Боровицкие пороги на реке Мсте как самое затрудни- тельное препятствие по всей системе. Эти барки строят на одну путину и в Петербурге ломают на доски и дрова. По этой же системе ходят еще полубарки, подымающие грузу до 6500 пудов, вышневолоцкие огибяжные лодки, могущие поднять до 4500 пуд. клади; также тихвин- ки, соминки, старорусские лодки или воловики.   32 На проход по этому пути употребляется от 50 до 71 дня. Судов по этой системе средним числом проходит до 1900, с кладью на сумму до 8 миллионов рублей. Систему Тихвинскую составляют реки Молога, из нее суда вхо- дят в реку Чагода, а отсюда в приток Горюн. Из Горюна вступа- ют в озеро Важинское, в реку Сомину, потом чрез озеро Сомино и Эглино; отсюда каналом в 10 верст длины до озера Лебядини, кото- рое выпускает к северу реку Тихвинку. Пройдя по этой реке, вступают в Тихвинский канал, из него в реку Сясь, потом в канал Сясский, из него в Ладожский канал и в Неву. Небогатые запасы вод этой системы причиною, что по ней ходят суда небольших размеров. По ней ежегодно средним числом проходят к Петербургу до 7000 судов с грузами на 12 миллионов руб. сер. Также суда, идущие из Петербурга в приволжские города, избирают преимущественно эту систему как более для себя выгодную; по ней таких судов проходит до 4300 в навигацию, и на них везутся преиму- щественно сахар, кофе, вина, фрукты, табак и другие колониальные товары, пшено и соль, на 12 миллионов руб. 32 Тихвинки – суда б á рочного типа с ложкообразным носом и санной кормой, форштевень серповидной формы; имели парусное вооружение, их размеры соот- ветствовали размерам шлюзов Тихвинской системы. Соминки – тихвинки мень- ших размеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1