Тверь в записках путешественников Вып.3

12 Максимов в 1872 г. выбирает обратное направление и описывает путь от Астрахани до Твери и затем по Вышневолоцкой водной системе до Петербурга. Здесь в развитии жанра волжских травелогов возни- кает особый поворот. Поскольку в реальности наши путешественники совершали поездки туда и обратно, сам выбор описываемого направ- ления – вниз или вверх, по течению или против течения – стано- вится содержательно и жанрово значимым. Путь вниз по Волге – прежде всего рекреационная прогулка столичного жителя, путь вверх по Волге – трудовая дорога, по которой продовольствие доставляется с хлебородных низовьев в неурожайный край. Выбрав второй вариант, писатель называет свой травелог «путешествием куля хлеба», смещая акцент с личных переживаний на описание наблюдаемой культуры ав- тохтонов. Это, конечно, литературный прием, но он позволяет отка- заться от принятого в путеводителях подробного перечисления геогра- фических и социокультурных объектов и подняться над конкретностью локальных описаний. В результате Максимов воссоздает динамическую картину жизни городов Верхневолжья, благополучие которых зави- сит от ритмичной работы питающих их водных артерий. Подобным же ракурсом отличается и травелог 1899 г., в котором природные реалии Тверского края представлены в неразрывном единстве с со- циокультурными и этнографическими наблюдениями. В этом траве- логи Максимова созвучны пейзажам М. О. Доливо-Добровольского, А. В. Маковского и В. М. Максимова, отразившим бурное разви- тие судоходства, оживление экономических связей торговых городов, и живописи П. П. Верещагина и А. К. Беггрова, с их движени- ем к реалистической точности. Главной темой травелогов Максимова стало не эффектное изображение старинных городов, а жизнь человека и жизнь реки, неразрывно между собой связанные. Иную задачу решают в своем путешествии фотограф Е. П. Вишняков и художник И. И. Шишкин. В 1890 г. они отправились в путеше­ ствие к истокам Волги – местам, что называется, почти не тронутым цивилизацией. Их маршрут частично совпадает с маршрутом науч- ных травелогов Н. Я. Озерецковского (1814), В. И. Рагозина (1880) и Д. Н. Анучина (1890),   7 но служит иной цели – художественному исследованию речных ландшафтов, созданию жанра волжского фо- топейзажа. В этом творческий эксперимент Вишнякова и Шишкина близок эстетическим поискам А. К. Саврасова, А. И. Мещерского и В. Д. Поленова, которые стремились в речных пейзажах воссоздать мир реки, выразить сопричастность его тайной внутренней жизни. 7 Тверь 2, с. 21–65; Рагозин В. И. Волга: в 3 т. СПб.: тип. К. Ратгер, 1880–1881. Т. 1: От истока до Оки. 1880. С. 1–131; Анучин Д. Н. Из поездки к истокам Днепра, Западной Двины и Волги: очерки //Северный вестник. 1891. № 8. С. 119–162.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1