Тверь в записках путешественников Вып.3

13 В центре данного выпуска находится травелог И. Ф. Тюменева, ко- торый путешествовал по Верхней Волге в 1892, 1893 и 1899 г. вместе с художниками А. П. Рябушкиным, В. В. Беляевым и В. П. Павловым. Тюменев создал самый обширный текст о своем путешествии. Он чест­ но рассказывает, что, готовясь к поездке, он в зимнее время изучает материал, а потом, во время путешествия-экспедиции, поверяет книж- ные данные живыми дорожными впечатлениями. Травелог становится научно-популярным очерком. Он адресован широкому читателю и по- тому является популярным. Но он исключительно точен по сообща­ емым фактам и потому оказывается строго научным. Правда, в заклю- чительной части травелога у путешественника появляются собеседники- автохтоны с низким образовательным цензом и наивным сознанием. Эти собеседники сообщают факты легендарного и заведомо ложного характера, которые вступают в противоречие с теми научными сведени- ями, которые сообщает сам путешественник. В таких случаях важную роль начинает играть научный комментарий к тексту. Тюменев за три летних сезона проехал от Волговерховья до грани- цы Тверской и Ярославской губерний, и это единственное путешествие по Верхней Волге, которое исчерпывает весь возможный маршрут. Иногда путь Тюменева лежал по воде, иногда и по берегу. Но Волга всегда оставалась в центре его внимания. Завершает настоящий выпуск описание путешествия, которое в 1914 г. совершили к истокам Волги ученики Тверской мужской гим- назии. Это не обычное путешествие, и это – совершенно новый тип путешествия, который сформировался в условиях прикладной педаго- гики, которая считала необходимым дополнять теоретические знания практикой. Экскурсия была одной из форм такой практики, причем практики комплексной, так как в процессе ее учащиеся актуализи- ровали свои знания в области географии, истории, культуры, языка, физики. Помимо этого, экскурсия была прекрасным видом совмещения рекреационного и учебного времени. И этот тип обучения получил в начале XX в. широкое распространение, в том числе и в Тверской губернии.   8 Итак, перед нами экскурсия. Но и травелог, который посвящен ей, так же необычен. Это не монологическое описание пути одним чело- веком, а калейдоскоп, составленный из небольших очерков, которые 8 См.: Строганов М. В. 1) Экскурсия в системе краеведческих исследований и преподавания краеведения // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. Вып. 2 (8). С. 181–185; 2) Экскурсия как форма краеведческого исследова- ния и преподавания краеведения // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Вып. 4 / сост. В. В. Кузнецов, М. В. Строганов, В. В. Цыков; ред. В. В. Куз- нецов, М. В. Строганов. Торжок: ВИЭМ; СФК-офис, 2012. С. 455–459.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1