Тверь в записках путешественников Вып.3

130 IV отделения III округа путей сообщений и управление 4-й дистанции сего отделения с ее начальником. Библиотеки. Публичная библиотека, в которой можно пользоваться чтением журналов, газет и книг по установленным правилам (она поме- щается на Миллионной улице, в здании присутственных мест), и биб- лиотека при гимназии. Док. Док и мастерские , принадлежащие пароходному товари- ществу «Самолет», устроены при устье р. Тьмаки таким образом, что пароходы вводятся в док чрез ее устье для починок и на зи- мовку. Док вырыт в возвышенном левом береге Тьмаки близ Волги. На Тьмаке устроены три шлюза, два при самом устье, а третий не- сколько выше ворот, ведущих в док; на дне дока поставлены блоки, или шпалы, на которые и становятся пароходы. По окраинам дока устроены: механическая мастерская с потребными машинами, приво- димыми в действие паровой машиной в 8 сил, и кузница для выковки мелких пароходных принадлежностей; тут же есть слесарни, котельная, магазины с запасными пароходными вещами и кладовые. Построение дока начато в 1854 году, он может вмещать 22 парохода.   114 Несколько далее вверх по Тьмаке, между этой рекой и шоссе, ве- дущим из города до Тверской станции Николаевской железной дороги, в урочище Лазурь есть природный овраг того же имени.   115 В лет- 114 Тверские судоремонтные мастерские Тверского порта основаны в 1855 г. паро- ходным обществом «Самолет» на левом берегу устья Тьмаки. В 1855–1857 гг. на средства общества «Самолет» сооружена искусственная гавань с 2 котлованами («ковшами»), стапелями и соединительным каналом (общая площадь гавани свыше 7 тыс. кв. м). Гавань обнесена земляным валом высотой до 12 м, при входе в ковш устроена шлюзовая перемычка 13 м, по левому берегу Тьмаки построены 3 дере- вянные платформы для ремонта и осмотра корпусов судов, в устье Тьмаки – дере- вянный шлюз шириной 13,16 м, позволявший поднимать уровень воды на 2,9 м, ставить суда на платформы, заводить их в ковши на стапеля. В 213 м от шлюза вверх по Тьмаке сооружена Никольская перемычка (полушлюз), при помощи которой создавался подпор воды, дававший возможность осенью заводить суда на специальные ремонтные площадки, находившиеся по обоим берегам Тьмаки выше перемычки. В ковши и на платформы ставились только металлические суда и пароходы, за перемычкой – деревянные унжаки, тихвинки, соминки, третники и др. суда. Сборка и ремонт пароходов общества «Самолет» и других владельцев производились до конца XIX в. После постройки в 1900 г. арочного моста через Волгу в Твери проход больших судов был затруднен, их стали собирать и осна- щать близ Нижнего Новгорода. С постройкой в 1937 г. Иваньковского вдхр. нужда в шлюзах, плотинах и перемычках на Тьмаке отпала. В 1968 г. мастерские в устье Тьмаки ликвидированы, в 1966–1974 гг. все ремонтные работы осущест- влялись на плавучей мастерской в Перемерковском затоне. 115 Р. Лазурь в черте Твери, правый приток Тьмаки. Исток Лазури находился предположительно в болоте, где сейчас проходит дорога от Московского шоссе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1