Тверь в записках путешественников Вып.3
14 сделаны разными учащимися. Данный травелог исключительно ценен, так как дает совершенно новую точку зрения – наивное, простодушное описание местностей, особенностей быта, которое недоступно взрослому и культурно зашоренному сознанию. Мальчики, участники экскурсии, честно сообщают, что те или иные памятники не произвели на них боль- шого впечатления, а иногда показались и неинтересными. Так говорить об исторических памятниках взрослый человек едва ли бы смог: он всег- да учитывал бы традицию, стоящую за данным памятником. Молодые люди, не обремененные этой традицией, говорят то, что думают. Более того, они замечают и описывают такие детали, которые для взрослого путешественника обычно не важны. На обратном пути от Волговерховья экспедицию закусали оводы. Взрослый человек в лучшем случае упомя- нет этот факт, молодые люди описывают этот эпизод как событие, при- ключение. Иногда молодые путешественники ошибаются в написании географических названий, лиц, в датировке событий. И очень хорошо, что их педагог, директор гимназии П. П. Чернышев, не исправлял эти ошибки. Они ярко показывают нам обычное явление: что и как запоми- нает человек в результате своих экскурсий. В следующем выпуске мы надеемся поместить еще несколько подобного рода травелогов, которые, мы не сомневаемся, будут не менее интересны для читателя. Читатель этого выпуска нашей серии сразу увидит, что во второй половине XIX в. изменились не только путешествия и путешественни- ки, но и описания путешествий, травелоги. Во-первых, описания путешествий стали гораздо более пространны- ми. Если в первом выпуске помещены тексты 20-ти авторов, а во вто- ром – 15-ти, то в настоящем выпуске помещены тексты только семи авторов. Это значит, что травелоги стали значительно более объем- ными: по сравнению со вторым выпуском они увеличились в среднем в два, а по сравнению с первым выпуском – в три раза. Авторы знают уже так много и стремятся рассказать читателю всё, что знают, так об- стоятельно, что превращаются в плохих экскурсоводов, которые вместо того, чтобы вести своих подопечных по экскурсионному маршруту, встанут в одно место и простоят там всё время, рассказывая, а не по- казывая. Мы, конечно, таких плохих экскурсоводов в нашу книгу не брали, да столь плохих экскурсоводов среди них и нет, мы только хотим отметить общую тенденцию, которая была именно такова. Во-вторых. Как известно, историческое, географическое, культурно- этнографическое знания к середине, а тем более к концу XIX в. стали гораздо более основательными и в целом гораздо более доступными. Поэтому путешественники в описании достопримечательностей редко пользуются слухами и легендами, они заблаговременно и весьма осно- вательно подготавливаются к путешествию, а потом поражают читателя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1