Тверь в записках путешественников Вып.3

151 ский человек себе верен. Не выдумал он разносолов, разных вкусных яств, ни английских ростбифов и бифштексов, но по части хлебенных, мучнистых кушаний превзошел даже себя. Мудрено представить себе такой город, который бы не прославился вкусным хлебным печеньем. <…> Вот и Волга: в городе Кашине около нее выпекают особые булки кали  товки – четырехугольные в виде ватрушек с кашей, со сметаной и творогом.   1 Еще дальше по Волге, в Твери, – пряники,   2 в Калязине живут толоконники;   3 в уезде этого города, в Семендяевской волости,   4 сплошь булочник да колбасник, пряничник да пирожник,   5 все отхожие люди, досужие на эти мастерства в Москве и Петербурге. <…> Меж сохи да бороны не ухоронишься, говорит одна из народных пословиц,   6 и нет сомнения в том, что она придумана и выговорилась в первый раз здесь, на Верхней Волге, куда привел нас плывущий по великой реке малый куль хлеба. Если мы примем в соображение не одни только берега этой величайшей реки, а всю окрестную лес- ную Русь – как и следует, то увидим блестящее доказательство пол- 1 Кали  тка, кали  товка – « сев . четырехугольная ватрушка, шаньга, наливашка, лепешка с кашей и сметаною или с творогом» ( Даль . 2, 78). 2 См. о них: Тверь 1 , с. 166, 280; Тверь 2 , с. 200–201, 418. 3 Толоконник – производитель или любитель толокна: «Было бы толоконце, а толоконнички будут. Все дружки толоконнички толоконце съев, да розно все!» ( Даль . 4, 412–413). Прозвище толоконники, общее для жителей Каля- зина, Каргополя, Вологды, Вятки, Углича, свидетельствует, что в этих местах толокно долго употреблялось в пищу. Устойчивость локальной традиции вызвала насмешки жителей соседних регионов, что отразилось в устной комической прозе. Существует три варианта сюжета о том, как представители различных местных сообществ «Варят кашу (толокно) в проруби» (СУС 1260): 1) вятичи «варят обед» и, не дождавшись его, прыгают в реку Вятку (Вятский фольклор. Котель- нич, 1998. С. 9–10); 2) кашевар развел толокно в Волге, а ложки едоков оказа- лись пустыми, вологжане уверяют, что толокно съел водяной ( Сахаров . 1, 385); 3) чтобы выяснить, почему толокно не густеет, каргополы прыгают в прорубь вслед за поваром ( В. И. Народные присловья о городах и племенах Олонецкого края //Филологические записки. Воронеж, 1901. Вып. 1–2. С. 67). В сюжете отразился обряд кормления воды, распространенный на Верхней Волге: Дранни- кова Н. В . Образ жителя Севера в анекдотах // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Вып. 2. Архангельск: Помор. ун-т, 2004. С. 106–122. Широкое распространение сюжета свидетельствует как о хозяй­ ственной общности указанных территорий, так и об общности когнитивных сте- реотипов, что позволяет отнести их и к калязинцам. 4 О с. Семендяеве Калязинского у. см. в путешествии Боголюбовых. 5 Ср.: Пословицы русского народа . С. 212. 6 Ср.: Даль . 1, 117.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1