Тверь в записках путешественников Вып.3

153 в деревнях и семьях наступают тяжелые и неотложные работы. Иные уходят на целые годы и через два года на третий приходят только на побывку, как гости и чуть-чуть не чужими. Уходами промышляют деньги; деньгами снабжают семьи, а эти оплачивают государственные подати и прикупают хлеба. Для всего севера одна и та же песня; различие заключается лишь в том, что разнообразными способами до- бываются крестьянами деньги. Бывает так, что одна деревня промыш- ляет одним, другая, сидящая рядом, новым способом, но зато уж как та, так и другая по большей части вся стоит в одном деле, разумеет только свое. Случается и так, что целые местности, десятки деревень, ходят на один промысел, на какой повадились отцы и деды. Одни лечат лошадей (коновалят), другие бегают в трактирах с подносами половыми, третьи разумеют только шить полушубки и по неумелым и не навыкшим в этом деле деревням ходят с иглой и аршином, перед ними пройдут четвертые с лучком и струной, которыми бьют и пушат снятую с домашних овец шерсть. Промышляют даже самым нищен­ ством и бедностью, садясь в телеги целыми семьями и разъезжая в них по соседним и дальним местам, сбирая на «погорелое место». Из неко- торых деревень – все банщики, все парильщики в столичных торговых банях; из иных – все лавочники, лабазники, целовальники   7 в питейных домах; из других – извозчики и перевозчики. Недалеко ходить – в самом Петербурге окажется такое разнообразие промыслов, что ос- тановишься перед ним в изумлении и затруднишься подвести итог всем разнообразным способам заработка столичной копейки на деревенскую бесхлебную нужду.   8 7 Лабазник – владелец лабаза (продуктового склада, лавки). Целовальник – продавец вина в кабаке. 8 Ср.: «На заработки идут преимущественно мужчины из тех семейств, в кото- рых и без них могут управиться с работами. Одни из них ходят по охоте, чтобы не только можно было прожить в достатке, но и накопить деньжонок на черный день и на помин души. Других гонит на сторону недостаток, желание упла- тить подати, поправить какое-нибудь разваливающееся строение и другие нужды крестьянской жизни. Результаты этого стремления различны: одни наживают порядочные состояния и заводят свою торговлю, другие (большинство) высы- лают домой по 100 рублей, а иные приезжают ни с чем, без всякого заработка и даже с задолженностями. <…> Большинство ” питерщиков“ – народ положи- тельный, серьезный и трезвый. При прибытии их домой, а равно и при отправ- лении их в Петербург пьянства и гульбы вообще не бывает, а ограничивается дело пирогами (ржаными), чаем и лучшим столом. Иное бывает при прибытии домой людей пьющих, особенно когда они находятся при деньгах. В таком случае гульба продолжается иногда с неделю и больше, пока не выйдут все лишние деньги. / И те, и другие ( ” питерщики“) имеют обыкновение привозить жене и детям и другим домашним подарки – ” гостинцы“, состоящие главным образом из платков и материй разного рода на платья, кофты и т. п. Иногда цена подар- ков доходит до 50-ти и более рублей. Замечается также между ” питерщиками“

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1