Тверь в записках путешественников Вып.3
154 Вернемся, однако, на Волгу и там увидим немало следов этой боль- шой нужды и разных хлопот из-за трудовой горячей копейки. Теперь приречные пристани принимают хлеба, но не отпускают, ос- тавляя их про себя и на продажу приезжим из глухих лесов, с болотис- той и глинистой почвы. Хлебопашество перестает пропитывать; хлеб- ное производство далеко не удовлетворяет местной потребности. Стал пропитываться народ кто чем смог, пускаясь из крайности в крайность и на все руки. <…> Так и вышло, что нет трактира без ярославца; из Углича все колбасники, из Любима – трактирщики и кабатчики, и так далее до самой Твери. За Тверью бердники да тонкопряхи, 9 водоливы да водохлебы, 10 в Кимрах – сапожники, 11 около Корчевы – коноводы, 12 а Семендяевская волость (Семендяевщина) – булочник да калачник, пряничник да пирожник сплошь и рядом. <…> Здесь кончается красивая Волга с разнообразными берегами, с оживленными селениями, с хлопотливою и шумною жизнью. Дальше до Твери идет мелкая Волга, и народ еще охотливее ищет посто- ронних заработков и весь уходит либо в Петербург, либо в Москву. Рыбинск – последний узел торгового волжского движения, третий город по богатству и силе изо всех городов, лежащих на Волге, и самая глав- ная хлебная пристань. <…> Пока хлеб до продажи остается на воде и на судах – за чаем и за солянками на берегу в трактирах всю хлеб- ную массу разбивают на разные части. Купцы из Торжка (новоторы) собирают свой караван, ржевские свой, и те и другие ведут их к Твери и за Тверь. Тихвинцы, накупивши хлеба, перегружают на те барки, которые дойдут вверх до первого от Рыбинска города – Мологи 13 стремление блеснуть своими знаниями, заимствованными из газет, а иногда у таких же, как и они, работников – блеснуть и похвастать своими занятиями, добычею, а у иных – пьянством, но это – редкость. Большинство из уходящих на сторону – лучший народ деревни, ее цвет» (Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 1: Кос- тромская и Тверская губернии. С. 455. Раздел «Зубцовский уезд»). 9 Бердо – важнейшая деталь ткацкого станка, род гребня, разделяющего нити основы; здесь расширительно – ткачи. Тонкопряха – мастерица прясть. 10 Водолив – на Волге «род старшины на судне над бурлаками, наблюдающий за подмочкой, за сохранностью клади; он же судовой плотник и расходчик артели». Водохлёб – «кто хлебает воду замест варева или кто не пьет вина; это прозвище тихвинцев, кашинцев и др., вообще бурлаков, которые носят ложку на шляпе, за повязкой» ( Даль . 1, 220, 222; Пословицы русского народа . С. 212). 11 Ср.: «Кимряки – летом штукатуры, зимой чеботари» ( Пословицы русского народа . С. 211). 12 Коновод – «извозчик, погонщик лошадей, тянущих бечеву берегом, подыма- ющих суда тягою, на лямках» ( Даль . 2, 156). 13 Г. Молога при впадении р. Мологи в Волгу, затоплен Рыбинским вдхр. (1937–1947).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1