Тверь в записках путешественников Вып.3

158 сказка говорится, дело мешкотно творится. Скоро по пословице блины пекут, скоро хорошо не родится. Поспешай, да не торопись – свя- тое правило, да и в этих случаях надо осматриваться. Действительно, новый канал в Волочке вышел на такую высоту, что крест Боровицкой соборной колокольни   28 гораздо ниже: раздолье сплыть туда. Но до той поры не угодно ли обернуться назад. Тверца бежит хлебу навстречу, но это небольшая беда: встать на лямку, привязать ее к бечеве, закрепленной за мачту барки, и та- щить. Если человеческая сила устанет, можно лошадей запрячь. Нехорошо это в разлив весенних вод, которые заливают по берегам тропы (называемые бечевниками   29 ), ногой не попадешь, а тащить барку зря – можно натащить ее на берег и усадить тут середь чистого поля. Стрежа, или корыта,   30 по которому течет спокойная летняя река, вес- ной не видно. Можно обождать спада вод, можно и глазом примерить- ся и приспособить к этому делу людей. Петр Великий так и сделал. Выбрал отборных знатоков, которые и до него водили хлеб на плотах, стало быть, и на барках могут повести, если поучатся и присноровятся. Петр освободил их от солдатчины, от всяких податей, велел им учить- ся, не теряя времени. За искусство проводки положил он хорошую плату, сделал из проводников новое в государстве сословие и дал им немецкое прозвище лоцманов.   31 Пусть будет их только пятьдесят-сто человек, но самых надежных. На место выбывших поступают только по выбору: опытные оценивают желающих и кладут шары в пользу того, кто прошел всю науку до конца. Эти концевые   32 несколько лет перед тем работают под руками опытных лоцманов и попадают в это тило движение по каналу, с 1893 г. по нему транзитом не прошло ни одного судна. В 1899 г. на канале нагружены 24 судна для отправки вниз по Тверце и разгружено 65 судов, прибывших с Тверцы (лесные материалы, хлеб). 28 В Боровичах между Троицким и Введенским соборами находилась трехъ- ярусная с двенадцатью колоколами колокольня. Не сохранилась. 29 Бечевник (бечев á я) – сухопутная дорога вдоль берега реки или канала, предназначенная для буксирования бурлаками или лошадьми судов на канате (бечеве). Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажаю- щаяся при низком уровне воды. 30 Стреж – «средина и самая глубина, быстрое теченье реки, нередко подхо- дящее ближе к крутому, приглубому берегу; русло, коренная ( волж .), фарватер ( морск .), быстрина протока, стремнина» ( Даль . 4, 337). Корыто – здесь русло. 31 Лоцман – капитан-судоводитель, знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий суда в местах, представляющих опасность. За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор – плата за проводку судов по фарватеру. 32 Концевой – лоцман, сопровождавший груз от одного конечного пункта до другого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1