Тверь в записках путешественников Вып.3

162 Через шлюзы наливается в нее из Мстина-озера воды очень много, однако не настолько, чтобы мог проходить корабль и глубоко сидя- щее в воде судно. Мста мстит таким недогадливым хозяевам отказом в пропуске, приказом перегружаться на мелкие барки, съемкою лиш- него груза и порогами. Сильнее и хуже их нет. <…> Изо всех барок разбилось двенадцать: год неудачный, тяжелый, да и вообще для всей Вышневолоцкой системы все последние годы несчастливые. Прежде скоплялось больше тысячи судов, в нынешний год этот весенний ка- раван состоял всего из ста двух барок. Много клади отняли желез- ные дороги, настроенные в последнее время с таким достатком, что дали иное направление петербургским товарам, начертали другие пути для движения их к здешнему порту с отправкой за границу. Охотнее направляют хлеб по Мариинской системе и не обходят им и третью систему каналов (Тихвинскую), начинающуюся под городом Мологой рекой Мологой. Вычинившемуся судну в Потерпелицах,   35 как и всем дру- гим, идущим либо на город Тихвин, либо на город Вытегру,   36 до- рога известная: из реки в реку либо в маленькое озеро, из канала в реку и из реки в канал Ладожский, соединенный под городом Шлиссельбургом с Невою. Больших озер эти системы не любят и их обходят. Для Мариинской обошли вырытым каналом Бело-озеро, Онего и Ладогу;   37 для Тихвинской – Ладогу; для Вышневолоцкой – каналами Вишерским и Сиверсовым   38 озеро Ильмень и опять неотра- зимое для всех озеро Ладожское, дающее исток в море многоводному рукаву своему, получившему имя Невы-реки. На Неве, под Смольным, Калашниковская пристань,   39 на стрел- ке Большой и Малой Невы – купеческая биржа   40 и мелкие кораб- ли; под Кронштадтом крупные морские корабли. Здесь-то и на них, на руках биржевых дрягилей   41 и поденщиков, кончаются похождения нашего земляка – куля с хлебом. 35 Пристань Потерпелицкая на р. Мсте. 36 По Тихвинской или, соответственно, Мариинской водной системе. 37 Озз. Белое, Онежское, Ладожское. 38 Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом (1798– 1803) и с Вишерой – Ви  шерским каналом (1823–1836). 39 На Калашниковской пристани (по фамилии хлеботорговца Калашникова) на р. Неве в юго-восточной части Петербурга разгружались хлебные грузы, идущие в Петербург водой, находились обширные хлебные склады, Хлебная биржа. 40 Санкт-Петербургская биржа (1703). 41 Дрягиль – носильщик, перетаскивающий груз с корабля или на корабль; погрузчик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1