Тверь в записках путешественников Вып.3

164 На мыску правого берега Волги стоит Владимирская церковь   46 в треугольнике, обнесенном оградой, и среди зелени порядочного сада, где помещены богадельня и училище для девочек.   47 У берега стоят барки. Ряд каменных амбаров тянется дальше по берегу в связи с ка- менными домами хозяев; все ворота наглухо притворены, и внутри господствует мертвая тишина. Некоторые домовые ворота сохранили над собою старинные навесы, и над всеми почти врезаны или восьми- конечные кресты, или подвешены образ á Нерукотворного Спаса ста- ринного пошиба. Б ó льшая часть ржевцев молится старинным крестом и придерживается тайных попов.   48 Все сорта хлебов привозятся сюда с Волги, из дальнего села Лыскова,   49 где здешние поволжские жители известны наиболее под общим прозванием новоторов ;   50 расходятся же эти хлеба по бесхлебным и полуголодным окрестностям до Осташкова включительно. Особенно же богатят ржевцев смоляки. Впрочем, главная связь Ржевского края со Смоленским основывается на пеньке, которую смоляки производят и продают, а ржевцы обращают ее в веревки для канатов.   51 В обеих половинах города мы видим лишь одни продольные улицы в обычном виде проезжих путей. Все поперечные улицы и переулки загорожены или виселицами с железными крючьями на поперечных пе- рекладинах, или целым рядом деревянных восьмизубцев, укрепленных один за другим. Те и другие – канатные заводы: первые – больших 46 Церковь Владимирской Богоматери на Князь-Дмитриевской стороне, пост- роена на месте старой Оковецкой церкви (1758), упразднена (1834), возобнов- лена (1860), деревянная, два придела: прп. Дионисия, архимандрита Троице- Сергиевой лавры, и прп. Арсения, игумена Новгородского. Не сохранилась. 47 Здание приюта для сирот, 12 пенсионеров и 10 малышей (1885) постро- ено на средства горожан благотворительным Арсение-Дионисиевским братством, основанным Т. И. и М. И. Филипповыми (1871). 48 Во времена Петра I на правом берегу Волги жили старообрядцы, а на левом – никонианцы, и часто в разговорах звучало «наша» и «та сторона». В XIX в. Ржев был центром поповского старообрядчества: сюда приезжали верующие из Твери, Сычевского и Бельского у. Смоленской губ., Демьянского и Крестец- кого у. Новгородской губ. 49 С. Лысково (XII в.), в 89 км к востоку от Нижнего Новгорода. В 1871 г. насчитывало около 5000 жителей, более 1000 домов и до 140 хлебных амбаров, сюда привозили зерно с Нижегородской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Казанской губ. 50 Именование ржевцев, зубчан, старичан новоторами (жителями Торжка) сви- детельствует о месте Торжка в российском общественном сознании XIX в. 51 В Ржеве в 1782 г. было 15 прядилен и канатных фабрик; общий оборот тор- говли достигал суммы в 1 млн. руб. (Генеральное соображение по Тверской губ. 1783–1784. Тверь, 1873). Ср. путешествие Ф. Н. Глинки ( Тверь 1 , с. 174). См. также: Максимов . С. 193–198.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1