Тверь в записках путешественников Вып.3

189 зенное на базар раскупается в какие-нибудь 2–3 часа, причем иногда свозится за один раз до 50 000 пар разной обуви. Конечно, в этих случаях оба соперника налицо и оба друг против друга: и тот, который позаботился о казистости, а не о прочности, поспешил работать, чтобы вышло больше пар, – и тот, который хочет его прижать и купить дешевле, зная, что бедный мастер, если не продаст изделие, останется на всю неделю без хлеба.   109 Вот почему бывают сапоги и в 1 р. 20 к. за пару, и в 4 руб. и в 4 р. 50 коп. Здесь уже не обращается внима- ния на то, что сапожная работа портит человека, на всю жизнь делая его худощавым, горбатым и малокровным. Ни один не имеет краски в лице и все точно сейчас только вышли из больницы. В с. Кимрах до 40 кабаков, и почти половина поселения нищенствует. В последнее время богатые хозяева завели у себя американские швейные машины и, ускорив работу, обеспечили покупателей тем, что начали на свои изделия накладывать клейма даже заграничные, в до- казательство того, что их искусство получило одобрение на всемирных выставках и, во всяком случае, не хуже столичного. С изделиями рус- ских сапожников могут соперничать французские и польские по кра- соте, английские – по прочности, но кимровские, кроме изящества и крепости, отличаются еще дешевизной. 109 Ср.: «Недаром говорится: ” Кимряки свои сапоги на лапти променяли“ <…> Здешние мастера, конечно, не слыхивали об ” анатомии ноги“ и не имеют никаких научных знаний о строении этой небесполезной части тела, тем не менее могут ” потрафить в лучшем виде“ на каждую ногу от миниатюрной до слоновой, лишь бы им давали настоящую цену. С присущей русскому человеку сметкою они быстро выучиваются работать всякие фасоны обуви. У них найдется и очень хорошая обувь, которая шьется по заказу, есть и плохая ” для рынка“, например, знаменитые сапоги из  ” еловой“ кожи (коневой) ценою по 1,5–2 руб. на месте; голенище в них делается из обрезков, на подошву идут остатки из растительного царства: лубок, картон, тряпки; эта смесь, называемая политурою , замаскировы- вается для весу воском, хлебом и глиною, а сверху подбивается лоскутом кожи. По выражению самих сапожников, такого рода сапоги ими не шьются, а лепятся; носятся они редко долее недели, а скупщики сбывают их подальше <…>. Эти ” недельные“ сапоги при отправке старательно упаковываются в плетушки и деревянные ящики, чтобы в дороге от тряски они ” не рассыпались и подошвы не отвалились“. Подобная обувь изготовляется только потому, что сами покупа- тели победнее спрашивают самый дешевый товар. Здесь только подтверждается та экономическая истина, что богатым людям всё достается дешевле, ибо они сразу могут купить дорогие сапоги, которые стоят только в два-три раза дороже, зато носятся в десять-двадцать раз долее, сразу закупить провизию с большой скидкой, прочную одежду и т. п. По поводу дешевой обуви зубоскалят сами кимряки, по свойству русского человека поглумиться над самим собой: ” Хоть отца родного зашей, да продай подешевей“; ” От пятницы до субботы (в руках) носи без заботы“» ( Субботин А. П. Волга и волгари: путевые очерки. СПб.: Тип. В. Демакова, 1894. С. 47–48).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1