Тверь в записках путешественников Вып.3
191 вал монастырь Николы на Жабне 116 и подле него, по обычаю, собра- лась слобода, превратившаяся потом в город. Слобода эта до 1776 года принадлежала Калязину монастырю, от которого и получила свое на- звание. В церкви Св. Троицы сохраняются местные святыни: направо в стене, в арке, серебряная позолоченная рака с мощами преподобного Макария Калязинского, в ризнице два блюдца и дискос, на которых угодник священнодействовал. Каменная монастырская ограда с баш- нями окончена постройкою в 1648 году, а соборная церковь вместе с колокольнею в 1654 году. Самый город Калязин ни по торговле, ни по внешности ничем осо- бенным не замечателен, кроме того что между мещанками сохраняют- ся остатки старинного излюбленного промысла – плетения кружев, 117 который поддерживают скупщики из-за Кашина и Углича и из села Кимр. Нужно заметить, что отсюда главным образом происходит снабжение обеих столиц самым разнообразным торговым и промыш- ленным людом. Отсюда приходят приказчики столичных лавок, но- сители всякого разного товара и сидельцы в разнообразных торговых заведеньях – все те, которых называют молодцами . Тут «булочник и колбасник, пряничник и пирожник», – как характерно выража- ется народ в своем присловье об этих интересных местах. Из этого крайнего уезда Тверской губернии и из всего дальнейшего Поволжья Ярославской губ. народ с неудержимою охотою идет искать зара- 116 Поселение Никола на Жабне (ХI–ХII вв.) в летописи значится в числе городов и местечек, сожженных монголо-татарами во время нашествия 1238 г. Появление Николы на Жабне относится к эпохе хозяйственного и политического подъема Новгородской земли, когда купцы Великого Новгорода в устьях неболь- ших рек устраивали свои опорные пункты и строили церкви в честь покровителя мореходов Николая Мирликийского. Монастырь Никола на Жабне находился на месте нынешней колокольни бывшего Никольского собора, разобранного перед затоплением в 1940 г. 117 Калязинское кружево как вид народного промысла зародилось в Калязине в XVIII в. Местные художественные особенности выразились в характерных орнаментах мерного и штучного кружева, выполнявшегося в технике сцепного и многопарного плетения. Основные узоры многопарного кружева – в стиле «валансьен» с мелким цветочным рисунком, в стиле «малин» со сквозными выплетами из цветов, «сыпчатое» с геометрическим рисунком ромбами, «старо- русский» узор с квадратными насновками, «круги-ромбы», «денежки», «речки», «в шахмат», «мышиные тропочки», сюжетные изображения. Сцепное кружево развилось позднее, выполнялось голубым или розовым шелком с золотой или серебряной сканью или насновками; основные узоры – цветущий куст, птицы- павы, зубцы в форме свисающего пятилистника, «репей» с сердцевиной в виде 6 зернообразных насновок, фасоны «в паву», «в огурец». До 1917 г. экспортиро- валось в страны Европы и в Америку. С 1977 г. началось возрождение промысла на базе ПО «Калининские/Тверские узоры».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1