Тверь в записках путешественников Вып.3

202 ни даже самой реке Волге; поредел на ней лес, поприбавились непри- глядные пустыри и обмелело ее верховье. В здешней глуши помещик вряд ли знает свои угодья и заглазно отдает их в аренду. Вырубит крестьянин на арендованном участке лес, вывезет за зиму что поценнее, а остальное выжжет раннею весною; затем расковыряет землю кое-как косулею или сохою и понашвыряет в целину, удобренную пожогом, большею частью овес; этот последний дает в первый и даже на вто- рой год урожай сам 10 – 15-ть, а потом земля истощается и бросается на произвол судьбы, впредь до нового облесения и новой, может быть подобной же, операции. В деревне весною редко встретишь взрослых мужиков и баб – дома остаются лишь старый, малый да хворый; всё же остальное копошится у земли за трудной работой, большая часть которой выпадает на долю женщины. У самой деревни, внизу, в небольшой впадине, окруженной не- значительными пригорками, покрытыми пашнями и густым березо- вым молодняком, находится небольшое топкое болото; имеет оно вид обыкновенной лужи, но на одном краю ее стоит одинокая часовенка, в весеннее время года совсем недоступная для осмотра. Часовня устро- ена, вероятно, не волговерховенскими мужиками, хотя им несомненно принадлежит забота о ее возобновлении. Говорят, здесь когда-то был мужской монастырь, давно уже упраздненный. Место его указывают на горе в самой деревне Волговерховье – там, где и стоит теперь оди- нокая часовня.   15 Весьма вероятно, монахи для водосвятия и добывания чистой воды на домашний обиход, найдя подходящий родник в близле- жащем болоте, огородили его и устроили нечто вроде стоящей и поны- не, несколько раз с тех пор возобновленной часовни. Словом, монахи едва ли придавали ключику то значение, которое он имеет теперь; рав- ным образом можно предположить, что название монастыря перешло, по его упразднении, к существующей ныне деревне. Брошенные когда- то незатейливые кладки подняло весеннею водою и разнесло в разные стороны. Ключик доступен лишь после спада вод, и им волговерховен- цы пользуются поздней осенью и в зимнее время. Говорят, в некото- рые годы он высыхает совсем, и тогда крестьянам приходится ездить за водою в другой, тоже болотный родник, находящийся версты за две дальше; летом крестьяне обыкновенно довольствуются болотною темно- 15 Волговерховский мужской монастырь Преображения Господня на горе Фавор (1649) сгорел (1724) и опустел. Строительство Спасо-Преображенского собора (1902–1912) в стиле московского Покровского собора на Красной пл. положило начало Волговерховскому женскому монастырю св. равноап. великой княгини Ольги (1912). Закрыт (1928), возобновлен (1999). Кроме собора, сохрани- лись деревянная Никольская церковь и памятник Николаю Чудотворцу. Часовня регулярно возобновляется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1