Тверь в записках путешественников Вып.3

212 по спаде воды, она принимает вид реки и идет очень извилисто вплоть до впадения в озеро Волго. Тотчас по выходе из озера Пено Волга с правой стороны принима- ет обильный водою приток Жукопу, впадающий в нее широким и быс- трым потоком. Течение Жукопы столь сильно, что раннею весною, во время ледохода, приток преодолевает движение самой Волги к озеру Волго, поворачивая ее на время вверх, опять к озеру Пено. Между озерами Пено и Волго берега Волги вообще лесисты и доселе сохра- нили дикий вид. По разливам в прибрежных лесах выводится масса уток, и охота на них является для местных поселян хорошим подспо- рьем к рыболовству. Прекрасные береговые луга, затопляемые водами разлива от запруды бейшлота, мелеют только к концу августа; не ранее 15-го числа начинается здесь косьба грубой осоки – в эту последнюю, за долгим стоянием под водою, обратилась росшая здесь до устройства бейшлота прежняя шелковистая трава. Почти в середине между озера- ми Пено и Волго разлив Волги суживается и в ширину не превышает 200 шагов. Масса плотов скучивается на этом узком месте, и переезд по реке затрудняется, особливо в праздничное время, когда рабочий люд разбредается по окрестным деревням и некому помочь протиснуть лодку. Дальше река образует несколько широких плесов и протекает чрез маленькие озерца Ясенское и Волосце; по выходе из последнего она вскоре вливается в более всех предыдущих широкое озеро Волго, а затем поблизости мы видим и довольно примитивное инженерное сооружение – бейшлот. Бейшлот   25 собственно устроен для урегулирования уровня Волги между Тверью и Рыбинском и имеет целью задерживать большой запас воды. На запрудах бейшлота сохраняются все вешние волжские воды в течение всего периода судоходства вплоть до глубокой осени. Когда в воде не встречается уж более надобности, а именно в октябре, бейшлот открывается на зиму и только вслед за весенним вскрытием рек запи- рается вновь. Бейшлот имеет три пролета, загороженных деревянными щитами. Подъем и опускание щитов производится с помощью враща- ния огромных деревянных колес, целый ряд которых устроен по верху запруды, вдоль которой проложена проезжая дорога. При мне был открыт один средний пролет, и чрез него постоянно пропускались гонки леса и дров, которых скопилось немало по всей Волге от самого выхода ее из последнего озера. Здесь, впрочем, всегда идет деятельная рабо- та: большие караваны леса, медленно передвигаясь по выше лежащим озерам и соединяющей их Волге, у бейшлота, для прохождения чрез него, разбиваются на отдельные звенья, по нескольку бревен в каждом, и спускаются по очереди в быструю струю открытого шлюза; за шлю- 25 О Верхневолжском бейшлоте см. в путешествии Боголюбовых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1