Тверь в записках путешественников Вып.3

215 Ш ишкин Иван Иванович (25.01.1832–8.03.1898), художник-пей- зажист, рисовальщик, гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Императорской Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Регулярно выезжал на этю- ды в Поволжье, Белоруссию, Нарву, Олонецкую, Вологодскую губ., на Карельский перешеек. В мае 1890 г. вместе с Е. П. Вишняковым предпринял экспедицию к истокам Волги, художественные результа- ты которой представил в 1891 г. на персональной выставке. Шишкин отмечал: «Малочисленность этюдов с верховьев Волги была обуслов- лена как не совсем благоприятной погодой во время поездки (стоя- ли холода), так, в особенности, чрезвычайно дурными дорогами для проезда к верховьям. Приходилось с большим трудом подвигаться по топям, болотам и грязям при почти полном безлюдье этой сто- роны» (Выставка в Императорской Академии художеств этюдов, ри- сунков, офортов, цинкографий и литографий И. И. Шишкина, члена Товарищества Передвижных художественных выставок. 1849–1891 гг. СПб., 1891. С. 28). У истоков им написаны картины «Лесная глушь в начальном течении Волги», «Первый мост через Волгу», «Часовня над ключом, дающим начало Волге», серия этюдов. Шишкин высоко ценил фотографию как средство изучения натуры. Применение фо- тографической техники стало оригинальной особенностью его педаго- гической системы. Одному из учеников он писал: «Я хочу вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изуче- ния природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, – это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если вы разумно поймете это и займетесь с энергией изучением того, в чем вы себя чувствуете слабым, то я вам ручаюсь за ско- рый успех¾ В одну зиму работы разумной с фотографии можно на- учиться писать и воздух, т. е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду – словом, всё, что вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если вы это поймете и последуете моему совету, то вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьете и облагородите ваш глаз и прочее¾ / А практически де- лается вот так: берется по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из нее, вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кро- ме рисования каранд<ашом>, нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпателем тона, сначала положить самый темный; потом полутона и так

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1