Тверь в записках путешественников Вып.3

239 открыть на острове общежительную пустынь, что и было дозволено. Пустынь названа Ниловою, а Герман назначен первым ее строителем. При нем был написан образ преподобного по указаниям стариков, зна- вавших праведника лично, и написано его житие, дошедшее до нашего времени только в списке.   29 В первые годы своего существования обители пришлось немало вынести сначала от неурожая и бескормицы, а потом, в Смутное время, от неприятельских набегов, так что, умирая в 1614 году, Герман оста- вил обитель в крайне бедственном, жалком положении. Но в обители уже находился другой ревнитель святыни – инок Нектарий, впоследствии игумен, который и должен считаться главным устроителем ее благосостояния. Нектарий вступил в обитель еще ре- бенком, в 1599 году, и перенес в ней все лишения голодного и смут- ного времени.   30 низложен и сослан в Старицкий Успенский монастырь, где умер. Канонизирован в 1989 г. 29 Об основании монастыря известно, что «по разнесшемуся повсюду слуху о богоугодном житии преподобного Нила и проистекающих от гроба чудесных исцелениях, многие из окрестных и дальних стран монахи и миряне стали прихо- дить на остров сей, на котором и жили по нескольку времени. Наконец прибыл и некто иеромонах Герман. В часовне, при гробе преподобного Нила, он нашел живущего там мирянина, родом из Холмогор, по имени Борис Козмин. К ним присоединилось вскоре еще несколько братии. И так как число братии таким образом умножилось, то вышеупомянутые иеромонах Герман и Борис Козмин, с общего всех совета, по благословению митрополита Новгородского Александра при помощи благочестивых христиан в 1594 году построили на острове первый деревянный храм во имя Богоявления Господня с приделом Василия Блаженного. Немного спустя построена была другая деревянная церковь во имя Покрова Пре- святой Богородицы. А часовня, в которой под спудом лежали мощи преподобного Нила, оставалась на прежнем своем месте. / Монахи и миряне стекались прежде всего на остров для того только, чтобы поклониться почивающему там угод- нику Божию, Нилу преподобному; но, видя сооруженные уже около его часовни церкви, начали притекать с тем, дабы на острове и жить постоянно. Для этой цели стали они строить себе небольшие деревянные кельи; потом кельи были обнесены деревянной оградой; и таким образом на острове между 1594 и 1599 годами составилось иноческое общежитие, которое впоследствии было названо по имени преподобного Нила пустынею Ниловою, или Ниловскою» (Древности: Труды Московского археологического общества. М., 1874. Т. IV. С. 82). 30 Нектарий (1587–15.01.1667) прибыл в монастырь в 1599 г. Он был «обучен российской грамматике и по тогдашнему времени некоторым словесным наукам». Живя в обители, приобрел уважение братии монастыря, был выбран игуменом, рукоположен в настоятели митрополитом Новгородским Иоакимом. В 1628 г. в Москве был представлен царю Михаилу Федоровичу, которому предсказал рождение наследника престола, в 1629 г. стал восприемником царевича Алексея Михайловича. В 1634 г. был назначен архиепископом Тобольским и Сибир-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1