Тверь в записках путешественников Вып.3

247 фонарь, служащий маяком для проезжающих по озеру.   56 Эта симпати- ческая мысль принадлежит покойному архимандриту пустыни Иоасафу. Около башни устроена пристань для парома, соединяющего монастырь с фруктовым садом, огородом и скотным двором, помещающимися на Светице. На колокольне раздался трезвон, возвещавший начало литургии. Мы вошли в монастырь и направились к собору.   57 Большой трехпрестольный собор не отличается красотою. Он стро- ился по плану архитектора Шарлемона с 1821 по 1833 год. Внутри он отделан под мрамор, украшен лепною работою и производит более выгодное впечатление, чем снаружи, хотя бросается в глаза недостаток света в главном наосе,   58 особенно в восточной части, где свет из окон загораживается иконостасом. Подле первого клироса, в арке, соединя- ющей главный храм с боковым приделом, покоятся мощи преподобного Нила в богатой раке, под сенью.   59 Стены боковых наосов не так давно расписаны художником Грибковым. Во всей отделке собора чувствует- ся щедрость и богатство. 56 Имеется в виду Светлицкая башня (1863). 57 Собор Богоявления Господня (1833), каменный, построен по проекту И. И. Шарлеманя, разработанному для Исаакиевского собора в Петербурге. Строительством руководил архитектор А. Дементьев Боттани ( Галашевич А. Художественные памятники Селигерского края. М.: Искусство, 1983. С. 109– 112). Приделы: Никольский и Благовещенский, в иконостасе которого разме- щалась святыня монастыря – первая икона Нила Столобенского, выполненная в 1595 г. иноками Иовом и Нифонтом, которые, «разведав подробно черты преподобного Нила от старцев, знавших угодника Божия еще при жизни <…> написали на доске первый образ его. И сей-то образ, обложенный басманным, позлащенным серебром, поставлен был при мощах преподобного в Благовещен- ском приделе» (Историческая записка о Ниловой пустыни, что на Селигере. Тверь: тип. Губ. правл., 1853. С. 6). «Когда написанный образ покрыли олифою и поставили на открытом месте против солнца, в то время жители деревни Бог- данова, по нынешнему названию Пачкова, отстоящей от пустыни в 3-х верстах, видели над островом необыкновенно яркое сияние. Об этом знамении скоро сделалось известным в пустыни, и все приняли его за удостоверение в над- лежащей верности образа» ( Успенский В. П. Историческое описание Нило- вой Столобенской пустыни. С. 12). Мощи прп. Нила Столобенского хранились в соборе до 1919 г., после закрытия монастыря перенесены в Вознесенский собор в Осташкове; в 1995 г. возвращены в обитель. 58 Наос в православном храме – место, где собиралась церковная община для совершения богослужений. 59 Там же находилась чудотворная келейная икона прп. Нила Столбенского – Владимирская (Селигерская) икона Божией Матери, украшенная в 1873 г. золотым окладом, она упоминается в житии святого; утрачена.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1