Тверь в записках путешественников Вып.3

248 Служба шла в главном храме, пели монахи под управлением свет- ского регента, пение нотное.   60 В то же время в правом приделе без- остановочно служились молебны угоднику, у раки которого толпились богомольцы. Несмотря на глухое, непраздничное время, народу в церкви было много. Вообще богомольцы в обители не переводятся, что видно уже из ежедневных двукратных рейсов парохода, исключительно только привозящего и отвозящего посетителей. В прекрасном описании пус- тыни, составленном местным археологом, осташковским протоиереем о. Владимиром Успенским,   61 говорится, что в день обретения мощей (27-го мая) и предшествующие ему два-три дня в обитель собирает- ся до 35 тысяч богомольцев; в течение великого поста их пребывает до 30 тысяч, в продолжение года всего около 100 000 человек. Ко дню обретения в монастыре заготовляется 5000 хлебов по 20 фунтов каж- дый, а на печение просфор расходуется 25 мешков муки пятипудового веса.   62 Мы подошли к свечному ящику, где продаются также иконки, крестики, фотографии и пр. Я осведомился о древней иконе преподоб- ного Нила, хранящейся в монастыре, и старший свечник, иеромонах, 60 При архимандрите Агапите (Воинове, 1839–1849) в Ниловой пустыни была возрождена традиция древнего церковного знаменного распева, существовавшего в России в XI–XVII вв. Знаменный распев представлял собой монодию, испол- нявшуюся в унисон; лишь с середины XVI в. появляются элементы многоголо- сия. Знаменный распев утратил свое значение во второй половине XVII в. Вни- мание к нему вновь возрастает в начале XIX в. в связи с пробуждением интереса к русской национальной музыке. См.: Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965; Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: имено- вание и бытование // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 80–91. 61 Успенский Владимир Петрович (1824–1894), священник, краевед. Родился в с. Завидове Ржевского у. (ныне Оленинский р-н) в семье дьякона; препо- давал в Осташковском уездном духовном училище (1850), священник Пре- ображенской церкви в Осташкове (1868), протоиерей (1890). Изучал исто- рию Ржевского и Осташковского у., член ТУАК (1884), действительный член Тверского губернского статистического комитета (1863). Изд.: «Записка о про- шлом города Осташкова Тверской губернии» (1893), «Историческое описа- ние Ниловой Столобенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда» (1886), «Описание Осташковского Знаменского женского монастыря» (1890). Рукописи: «Исторические заметки об Осташковском уезде» (б/д), «Описание коллекции рукописей, икон, старопечатных и лубочных изданий, переданных в Тверской музей в 1877–1893 гг.» (1893), «Описание рукописной коллекции, поступившей в Тверской музей в 1884–1891 гг.» (б/д). См.: Соколов Л. Про- тоиерей В. П. Успенский. Тверь, 1895. 62 См.: Успенский В. П. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1