Тверь в записках путешественников Вып.3

256 и такова бражника, и ослушника, и самолюбца от святого сего места из обители изгнать». Постановление об изгнании было принято всею братиею, но не прошло и трех лет, как преемник Нектария Герман уже доносил митрополиту Питириму   69 о сопряженных с изгнанием неудобствах, потому что некоторые старцы, «желая пить хмельное питие, а некоторые и для пожитков, стали уходить из монастыря, унося с собою платье и прави́льные книги».   70 Время было смутное; в церкви начинал развиваться раскол. Раскольники встречали таких старцев, приносивших правильные книги, с распростертыми объяти- ями. И Питирим принужден был отменить изгнание, заповеданное Нектарием, заменив его «монастырским смирением, смотря по вине».   71 Правда, что в 1774 г. Платон, архиепископ Тверской и Кашинский,   72 сделал на обороте Нектариева постановления надпись: «Сие уста- новление и аз сужду быти богоугодно и полезно», но упомянутые Германом «некоторые старцы», вероятно, и до сих пор не могут пере- вестись в монастыре. А впрочем, еще самим равноапостольным князем замечено, что Руси веселие – пити.   73 – Есть у нас и самоварчик, – подошел к нам кассир, – как толь- ко выедем, сейчас для вас и согреем, а потом уж и сами попьем. Мы поблагодарили. Действительно, лишь только пароход вышел из бухты и обогнул остров, как самоварчик уже появился в каюте, но нам не хотелось 69 Питирим († 19.04.1673); архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (1650), переведен в Московский Новоспасский монастырь (1654), епископ Сарский, с возведением в сан митрополита (1655), митрополит Новго- родский и Великолукский (6.08.1664). По удалении патриарха Никона управ- лял делами патриаршества; патриарх Московский и всея Руси (7.07.1672). В 1673 г. по его благословению основан Осташковский Знаменский женский монастырь. 70 Ср. в «Грамоте Питирима, митрополита Новгородского и Великолукского, в Нилову пустынь о запрещении инокам держать по кельям хмельное питье» (9.12.1668): «…и многие старцы, не хотя жить в монастыре, но хотя пить хмель- ное питье, а иное де и для пожитков своих из тое Ниловой пустыни выбегают и платье и правильные книги с собой сносят» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. СПб.: тип. II Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1836. Т. IV. С. 218–219. № 165). 71 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи¾ С. 218. 72 О митрополите Платоне см. в путешествии М. И. Семевского. 73 «Веселие Руси есть пити, и не можем без того быти» – фраза, которую в «Повести временных лет» говорит киевский князь св. равноап. Владимир Свя- тославич († 1015), когда в 986 г. он выбирал веру для Руси. Мусульманство запрещало употребление вина, и он предпочел православие, поскольку церковь использует вино в обряде причастия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1