Тверь в записках путешественников Вып.3

280 царских врат довольно своеобразна: евангелисты помещены рядом, а над ними вместо Благовещения – Спаситель, вручающий Петру и его ученикам ключи от Царствия Небесного. На западной стене глав- ного храма помещаются две работы академика Щетинина, помеченные 1858 годом: св. апостол Матфей, пишущий Евангелие, и копия с кар- тины Рейтерна «Жертвоприношение Исаака».   124 Раскраска стен пест- ра, но в высоком храме много света и дышится как-то особенно легко. В 1857 году храм был заново украшен внутри купцом Абабковым,   125 как гласит о том пространная надпись в правом приделе. В тоне этой надписи и похвалах украсителю храма опять чувствуется задушевная нотка любви к красоте и благолепию; видно, что составитель надписи был сам в душе художник. В притворе, где помещаются два остальных придела, многие иконы интересны своею древностью, как, например, образ святителя Николая колоссальных размеров в ризе 1788 года. Здесь же находится плащаница с резным изображением почившего Спасителя. В этой фигуре, несмотря на наивность работы, схвачено много жизненных штрихов, и общее впечатление получается крайне удовлетворительное. Вход в собор устроен в виде крытого фонарика, увенчанного золотою короною. – Не знаете ли, в память чего поставлена эта корона? – спросил я проходившего мимо осташковца. – Корона-то? Да безо всякой памяти поставлена, собственно, для красы. Ишь, как горит! Смотреть любо! Мы тронулись к мужскому Житному монастырю, расположенному на островке подле города и соединенному с ним широкою дамбою. Когда мы подъезжали к Осташкову на пароходе, монастырь не про- извел на нас особенно сильного впечатления, теперь же, приближаясь к нему по дамбе, усаженной в четыре ряда высокими старыми береза- ми, мы пришли в восторг от живописности его местоположения среди массы густой, сочной растительности. Особенно красивы показались нам вид угловой башни и св. ворота. Мы сделали с них наброски в пу- тевые альбомы, но, разумеется, сочетания красок, переливы тонов в ок- ружающей зелени и чарующая прелесть общей картины, освещенной яркими лучами солнца, не могли быть схвачены одним карандашом. Скромный небогатый монастырёк, кроме своего нынешнего вида, ничем особенным не замечателен. Построен он не далее как в начале 124 Видимо, Щетинин Илья Иванович († 1864), академик живописи Импера- торской АХ. Рейтерн Евграф (Герард) Романович (1794–1865), живописец и гравер, тесть В. А. Жуковского, картина «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849). 125 О Николае Кузмиче Абабкове см. «Письма из Осташкова» В. И. Слепцова (письмо девятое, текст надгробной надписи).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1