Тверь в записках путешественников Вып.3

284 У крыльца почтовой станции нас встретил древний старик, содер- жатель почты. – Можно у вас переночевать? – Сколько угодно! Пожалуйте! У нас светличка особая для при- езжающих имеется. Светелка была довольно просторная, с тремя окнами на улицу. Оставив в ней свой багаж, мы спешили воспользоваться промежутком времени, остававшимся до заката, чтобы засветло осмотреть посад. Почтовая станция находилась на углу большой площади, через которую пролегал ржевский тракт, спускавшийся к мосту над Сели­ жаровкой. Вся правая сторона площади была занята высокой каменной стеной Троицкого монастыря, построенного над самым слиянием Волги c Селижаровкою. Под защитою этой крепкой каменной твердыни со вре- менем образовался и самый посад, носивший прежде скромное название монастырской слободы и названный посадом только в 1862 году. Первым долгом мы захотели взглянуть на оставленную нами под Овселугом Волгу и, перейдя мост, пустились берегом Селижаровки к месту слияния обеих рек. На противоположном берегу, полуприкры- тая зеленью старых вековых деревьев, тянулась белая монастырская стена, отражаясь в тихих водах Селижаровки. Дойдя до мыска, мы остановились: навстречу нам плавно, не спеша, двигалась полная, широкая река, залитая золотистым отблеском опус- кавшегося к горизонту солнца. Это была Волга, которую мы так недав- но оставили почти новорожденным ребенком. С каким-то величавым спокойствием принимает она в себя воды Селигера, отражающие ста- ринную рощу и каменные стены обители. Но долго любоваться этой картиной нам не пришлось: надо было спешить в монастырь, пока не заперли ворота. Сделав набросок внешнего вида обители со стороны моста, мы поднялись на площадь и вошли в монастырские ворота, над которы- ми возвышается высокая колокольня в казенном стиле первой четвер- ти нашего столетия, окончательно не гармонирующая ни со стеною, ни с окружающими башнями. Посреди монастыря находится довольно обширный храм Св. Троицы конца XVII века с крыльцом, отличаю- щимся очень интересной архитектурной обработкой. Эта же обработка в еще более разработанном виде видна на другом крылечке при входе в монастырь с западной стороны. Монахов никого не было видно, и вообще монастырь внутри ка- зался как будто пустым. Я присел на полузаросшую могильную плиту и стал набрасывать крыльцо Троицкого собора; товарищи мои с по- ходными альбомами рассеялись по монастырю. Кругом было тихо, ни звука, ни шороха, и я весь погрузился в свое занятие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1