Тверь в записках путешественников Вып.3

286 Есть другая церковь в углу над Селижаровкой, та подревнее будет, только и в ней ничего особенного нет. Он обвел меня вокруг собора и показал на церковь, построенную у самой стены. – Рядом-то с нею прежде колокольня была, да обветшала, а в 1825 году и совсем обвалилась. Через пять лет, в тридцатом году, выстроили новую, вот что над воротами-то. – А когда основан монастырь? – Неизвестно. Первое упоминание о нем в грамотах относится к 1504 году, так что, вероятно, он основан в конце XV столетия, а может быть, и раньше, только от тех времен ничего древнего не со- хранилось. Пока мы осматривали монастырь, солнце уже закатилось, и, не желая задерживать привратника, мы поспешили раскланяться с о. игуменом. В светелке на почтовом дворе, в образнице, я опять увидел икону, которая часто встречается в здешней местности и даже изображена на наружной стороне собора в Осташкове. Композиция иконы доволь- но оригинальна: на ней изображен пейзаж с кустами, посреди которого стоят два дерева, и на каждом из них помещено по образу: на пра- вом – изображение креста, на левом – Богоматерь с младенцем и св. Николай. – Что это за икона у вас? – спросил принесшую самовар хозяйку. – Это Ок ó вецкая Божия Матерь, – отвечала она, – разве вы о ней не слыхивали? – Нет, не приходилось. – Ее все верст на двести кругом знают. И хозяйка начала рассказывать, что эта икона составляет местную святыню Ржева и его окрестностей, что иногда даже и называется Ржевскою, что постоянно икона находится в селе Ок ó вцах, в 25 вер- стах от Селижаровского посада, что там в честь ее выстроен большой каменный храм, при котором содержатся три священника, и т. д. – А почему она изображается на деревьях? – Уж не могу вам сказать. Да, впрочем, об ней и книжка есть, там, наверно, всё прописано. Впоследствии мне удалось достать и книжку, которая действительно объяснила мне необычную композицию Оковецкой иконы. В книжке помещен русский перевод славянской рукописи XVII века, составитель которой пользовался другим, более древним источником, как кажет- ся, современным явлению самой иконы. По словам рукописи, событие это произошло в XVI столетии, именно в 1539 году. В дремучем Оковском лесу между деревнями Дрябки и Клочки протекала (и по- ныне существующая) река Пыршня; на ней стояло какое-то небольшое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1