Тверь в записках путешественников Вып.3

288 начали молиться новоявленной иконе. Между тем поднялся сильный ветер, грозовая туча кругом обложила небо, и только на городище было светло. Деревья качались от непогоды, и Стефан, взглянув на сосед- нюю сосну, стоявшую саженях в трех от образа, увидел на ней другую икону с изображением Богоматери, Предвечного Младенца и святите- ля Николая.   137 От иконы начались обильные исцеления. Стефан отпра- вился с извещением в Москву, куда вслед за ним прибыли священник Григорий и четыре выборных из Оковецкой области. Дело было доло- жено молодому царю Ивану Васильевичу, который, удостоверившись чрез своих посланных из Москвы людей в истине сообщенного ему со- бытия, велел построить на месте явления иконы две церкви и пожелал, чтобы самые иконы были на время перенесены в Москву.   138 11-го января 1540 г. они прибыли в первопрестольную и про- были здесь до июля месяца.   139 Памятью пребывания их в Москве и до наших дней остался построенный в 1686 г. храм во имя Ржевской Божией Матери у Пречистенских ворот и другой в Поварском пере- улке, на месте остановки икон при перенесении их в Москву. Со вре- менем построения церквей на Пыршенском городище местность эта стала называться Ок ó вцами, и первое летописное упоминание о ней 137 Икона Божия Матерь с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке, и предстоящим свт. Николаем. Почитание иконы началось в Оковцах, Ржеве и Москве с 1540 г. Почитание 11 июля, а не 25 мая вызвано, вероятно, тем, что именно в это время совершилось признание ее. См.: Николаева С. Ю. Сказание об Оковецких иконах // Русская провинция: миф – текст – реаль- ность. М.; СПб.: Тема, 2000. С. 384–394. 138 Церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом св. Николая Чудот- ворца и церковь Происхождения Честных Древ. 139 По пути в Москву в Ржеве от икон исцелилось 9 человек. В Москве близ Новинского монастыря иконы встречал Иван IV с братом Юрием, митрополит с духовенством и множество верующих. Ср. летопись: «Лета 7048 генваря при- несены были ото Ржевы на Москву две иконы чюдотворные: образ Пречистые Одигитрие, а другая икона Крест Честный, и встретоша чюдотворные иконы со кресты пресвященный Иосаф митрополит с всем священным собором и князь велики Иван Васильевич всея Руси з братом своим с князем Юрьем, и з боляры, и с всем народом близ нового монастыря митрополича, и повеле князь великий на том месте храм поставити в имя Пречистыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 8: Продолжение Летописи по Воскресенскому списку. СПб.: тип. Эдуарда Праца, 1859. С. 295). Новый Новинский монастырь основан между 1410 и 1431 г. мит- рополитом св. Фотием, упразднен в 1764 г. В 1868 г. на его месте находились каменные церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Казанской Пресвя- той Богородицы (Книга-путеводитель по Москве. М., 1868. Т. 1. С. 278–279). Указание, что иконы были принесены из Ржева, а не из Оковец, объясняется тем, что место их явления Пыршенское городище относилось к Ржевскому у., почему явленная икона Богородицы называлась Ржевской.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1