Тверь в записках путешественников Вып.3

302 ты на двухсаженной глубине увидели и княжеские гробницы. По сло- вам акта, составленного на месте, они были дубовые, выдолбленные и «обиты кругом сколою березою». Гробницы были открыты, но в них оказались только одни полуистлевшие кости. Надгробная икона уве- зена в Тверь, гробница и сень, разобранные во время копания, более не возобновлялись, и теперь соборный сторож даже не знал ничего о прежнем существовании мощей. Указал он нам только небольшой колодезь подле северной стены храма, будто бы выкопанный руками князя Владимира. Но кто же были эти князь Владимир и княгиня Агриппина? Достоверного об них ничего неизвестно. Можно толь- ко предполагать, что, по всем вероятиям, это и есть брат Мстислава Удалого Владимир Мстиславич, первый известный нам князь ржев­ ский, а княгиня Агриппина, похороненная рядом с ним, вместе с ним почитаемая и изображенная на одной с ним иконе, была его близкой родственницей или даже супругой.   163 В течение своего долголетнего существования Ржев подарил родине не одного полезного деятеля. Упомянем, для примера, хоть о Терентии Ивановиче Волоскове (1744–1807),   164 бывшем здесь первым город- ским головой. Волосков принадлежал к числу редких самородков. Он был и богослов, и астроном, и химик, и механик-самоучка. Будучи 163 Тюменев первым рассказывает эту легенду. Князь Владимир Мстисла- вич (до 1178 – после 1226), младший брат Мстислава Мстиславича Удалого (см. о нем в путешествии Боголюбовых), князь псковский (1208–1212, 1215– 1222). Местное почитание князя Владимира и его жены Агриппины установлено не позднее XVII в. ( Голубинский Е. Е . История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд. М., 1903. С. 140). 9 сентября 1745 г. Тверской архиепископ Митрофан вскрыл гробницы и не признал Владимира и Агриппину святыми. Выявлены икона князя и княгини, написанная «радушием» ржевского воеводы стольника князя Сергия Феодоровича Обернибесова, и гробница с иконостасом, созданные в 1716 г. лантратом Лукой Ивановичем Челищевым (Вестник Обще- ства древнерусского искусства при Московском Публичном музее за 1876 год. № 1–3. Смесь. С. 9–10; ср.: Голубинский Е. Е . История канонизации святых в Русской церкви. С. 454–455, 456, 458). Икона перевезена в Тверской музей; гробницы уничтожены. Несмотря на запрет, иконы Владимира и Агрип- пины хранились в домах, а две иконы в Покровской старообрядческой общине ( Волков В ., Чистяков Г . Забытые князь и княгиня из Ржева – местные Петр и Февронья // Караван + Я: Тверской еженедельник. 2004. 4 авг.). Почита- ние восстановлено в 1979 г., день памяти 28 июля. В церкви Оковецкой иконы Божьей Матери и в Вознесенском соборе Ржева находятся иконы и фрески свв. Владимира и Агриппины (Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина // Сайт Андрея Платонова [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.golubinski.ru/russia/rzhev/vladimir.htm. Дата обращения: 12.12.2013. Загл. с экрана). 164 О Т. И. Волоскове см. также: Тверь 1, с. 178–186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1