Тверь в записках путешественников Вып.3

328 После Никандра в помяннике упоминаются имена правивших вслед за ним иноков: Мисаила, Порфирия и Феодорита, при котором на- чата постройка деревянной церкви во имя Успения Божией Матери, вероятно по примеру Киево-Печерской лавры, где главная церковь освящена также в честь этого события. Таким образом, и до наших дней у Старицы существует духовная связь с дальним Киевом. Вместе с «домом Пречистыя Успения» начата была постройка и другой церк- ви – Похвалы Богородицы. Ввиду того что местность, в которой находился монастырь, была тогда в черте новгородских владений, надо полагать, что основание обители и закладка церкви были совершены по благословению нов- городских архиепископов. По крайней мере, мы имеем несомненное свидетельство, что церковь Успения освящена Новгородским еписко- пом Георгием, или Гавриилом, считавшимся викарием при брате своем, известном Иоанне, архиепископе, управлявшем в то время новгород­ скою паствою. На освящение храма прибыл в обитель и князь Андрей Юрьевич Боголюбский, так как граница его Суздальского княжения находилась неподалеку от местности, занимаемой обителью. Вскоре после освящения церкви в помяннике монастыря настоятели начинают именоваться уже игуменами, и первым из них был Кирилл, скончав- шийся в 1203 году. В половине XIII столетия образовалось Тверское княжество, и местности верховьев Волги вошли в состав его владения. В монас- тырском помяннике около этого времени встречаются уже имена ар- химандритов Леванида († 1272), Филарета и Мефодия. В год смерти Леванида была освящена так долго строившаяся церковь Похвалы Богородицы и освящена уже не новгородским, а тверским епископом. При этом можно допустить предположение, что архимандритство вве- дено в обители тверскими владыками, желавшими придать более зна- чения отошедшему к новому княжеству монастырю. Действительно, вместе с именем первого архимандрита Леванида в помяннике запи- сано уже 154 имени иноков, и следовательно, число монашествую- щих было тогда довольно значительно. Тем не менее в силу каких-то неизвестных нам причин архимандритство в обители через несколь- ко времени прекратилось, и она снова стала управляться игуменами. Из числа этих последних упомянем об игумене Серапионе, о котором в помяннике замечено, что он «убиен в 1292 году со всею о Господе братиею от поганых». Под «погаными» здесь, по всей вероятности, подразумеваются татары, которых сын Александра Невского Андрей дважды приводил на Русь – в 1281 и 1293 годах. Разгром оби- тели, вероятно, следует отнести к последнему году, когда Андрей с татарами, шедшими под предводительством ханского брата Дуденя,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1