Тверь в записках путешественников Вып.3

330 князь Андрей Иванович перенес монастырь на берег, нам неизвестны; мы знаем только что возобновление обители на новом месте соверши- лось в 1551 году и что князь построил на свои средства две каменные церкви: собор во имя Успения Божией Матери и церковь в честь св. Иоанна Богослова над святыми воротами монастыря, выходив- шими прямо на Волгу. Для управления вновь учрежденным монас- тырем братия вызвала из Волоколамской обители уроженца Старицы Германа Садырева-Полева,   216 который впоследствии был архиеписко- пом Казанским. Герман явился в Тверь и был возведен в сан архиман- дрита, но в Старицкой обители пробыл почему-то недолго, всего два с половиною года, и после присутствия в Москве на собрании по делу князя Василия. После выяснения отношений с Глинскими, несмотря на заверения в любви, взаимное недоверие возрастало. Андрей перестал ездить в Москву. В 1537 г. пошли слухи, что Андрей собирается бежать в Литву. Глинская пыта- лась помешать этому. Из Старицы Андрей поехал в с. Берново, откуда разо- слал призыв к боярским детям идти к нему на службу. На призыв откликну- лись многие. Андрей хотел овладеть Новгородом, но был остановлен и сдался. В Москве его бросили в тюрьму со всей семьей; через несколько месяцев он умер и с большим почетом захоронен в Архангельском соборе Кремля. Старицкое кня- жество перешло к его сыну. Эта история изложена в «Повести о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого» (XVI в.), проникнутой сочувствием к Андрею. См.: Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 220–224; ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 356–357; Бенцианов М. М. Двор князя Андрея Старицкого и проблема «старицкого мятежа» 1537 г. Ч. 1, 2 // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. № 4 (50). С. 64–76; 2013. № 1 (51). С. 17–26; Шапошник В. В. «Мятеж» Андрея Старицкого (осень 1536 – июнь 1537 г.) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2013. №1. С. 174–212. 216 Герман (Григорий Федорович Садырев-Полев; 1505–6.11.1567), родился в Старице в княжеском роде Полевых, в 25 лет принял постриг в Волоколам­ ском монастыре, где подвизался под руководством игумена Гурия и познакомился с отбывавшим там наказание Максимом Греком. В начале 1551 г. назначен архи- мандритом Старицкого Успенского монастыря. В 1554 г. сопровождал еретика Матвея Башкина в ссылку в Волоколамский монастырь и остался там казна- чеем. Свт. Гурий, назначенный епископом Казанским, вызвал Германа и поста- вил игуменом Свияжского монастыря Успения Богородицы (3.02.1555). После смерти Гурия Герман стал архиепископом Казанским и Свияжским (12.03.1564). В 1566 г. вызван в Москву для участия в земском и церковном соборе, по воле Ивана Грозного, вопреки желанию, назначен в митрополиты Московские. Герман требовал от царя отмены опричнины и обличал его, призывая к покаянию. Царь держал Германа в Москве под надзором, но сана не лишил: он участвовал в инт- ронизации митрополита Филиппа. Герман умер в Москве во время моровой язвы, но Андрей Курбский в «Истории о великом князе Московском» пишет, что он был либо задушен, либо отравлен по царскому приказу. Мощи Германа обретены в 1595 г. (или 1592) и с разрешения царя Феодора Иоанновича перенесены в Свияжский монастырь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1